Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
хивают им и со всей силой броса ю т оземь, а з атем нанос я т удар но г ой — пи- нают та к , что разбивают на части. При необходимости алыпы пользуются такж е разн ы ми видами оружия: бронзовыми и иными колотушками, стрела м и с разнообразными наконечниками, саблями, коп ь я м и, кинжала м и, мечами и шарами с шипами . При сходстве композиции конкретное содержание повествования о жизни и подвигах героев пе рво г о, второго и третьего поколений различно. Богат альiптых нымах древнейшими мифологическими мотива м и и с ю - жета м и. Сказания о культурном герое Хуу-Иней, можн о утверждать вслед за М.И. Боргояковым [13], свидетельствуют об интенсивном и длительно м взаимодействии и взаимовлиянии до нашей э ры этнически различных куль- тур — скифо-иранской, гуннской, древнекырг ы зской, тюркской, а затем и мон г ольской. Огромн ы й пласт в хакасском героическом эпосе з анимают разнообразные сюжеты о девах-воительницах, этих южно-сибирских амазонках, — т р ади- ция, очевидно, сформировавшаяся под влиянием в ы сокого почитания женщи- ны у скифо-иранских предков хакасов. Многовековые меж э тнические контак- ты, взаимопроникновение различных э пических элементов дали такое инте- реснейшее явление, как алыптых нымах хакасов и героический э пос других южно-сибирских и монгольских народов. Хакасский эпос в своем развитии прошел несколько этапов. Эти этапы (стадии) ест ь результат сложного процесса развития жанра. Достижения сме- нялись пот е рями, длительн ы м “топтанием" на м есте. Б ы ли периоды, когда происходила интенсивная переработка ранее бытовавших, а то и древн е йших эпических песен, в результате чего старая их основа использовалас ь для изо- бражения н о вых жизненных коллизий, художественное осмысление которых было важно для народа, для следующих поколений. Са мы ми древними сюжетами алыптых нымахов исследователи считают героическое сватовство и борьбу с чудовищами. Древнейшими можно также назвать сюжеты, связан н ые с поисками похищенной сестры, суженой, детей, коня. Их возникновение относится к первобытно-общинному строю, то ч нее, к эпохе разложения материнского рода и становления отцовского. Обнару- жены эпические песни, содержащие только названные сюжеты. Это “Алтын- Чага...“ — эпоха разложения матриархального рода и “Хара-Хусхун...“ — эпоха отцовского рода5. В других произведениях эти сюжеты сочетаются с бо- лее поздними. Похищение чудовищами и другими врага м и сестры героя (либо суженой, либо коня) — стержень конфликта между светл ы ми силами, оли - цетворением которых являются люди солнечной земли, и злом подземного мира, представленным в образе Чис-Сибильдей (Медной Сибильдей) или братьев Кизер (Кезер). Характерно, что в сказаниях небесные божества не участвуют в действии. Воля народа в древнейшем эпосе “Алтын-Чага...“ воплощается в образе ста- рухи-наставницы, которая, не являясь ни матерь ю , ни старшей сестрой или 5 Анализ этих произведений см.: [77, с. 63—96].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2