Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
войне“. Хакас ы употребляют и термин нартпах — “сказание“ , “сказка“ , что, видимо, пришло к тюркоязычным хакаса м от их древних предков иран- цев (тагарцев), называв ш их, как видно, эпос “сказания о нартах“. Алыптых нымахи различн ы по объему : часто от 1,5—2 тьiс. до 10— 12 тыс., иногда до 30 тыс. и более стихотворных строк. Хайджи-нымахчи ис- полнял одно сказание в течение одной-трех и даже пяти и более ночей. В ска- зании обычно повествуется о богатырских подвигах одного-двух, но чаще трех поколений алыпов из одного рода и семьи. Алыптых нымах начинается с чатханного наигрыша с одновременны м го рловым припевом-возгласом “Эй- ии!“ [7, с. 577—590]. Этот в о зглас как бы призывает слушателей сосредото- чить внимание. Текстовое же начало повествования открывается зачином, оп- ределяющим условное эпическое время, т . е. когда и где происходят события. А зав е ршается сказание обычно традиционной концовкой, п овествующей о возрождении разру ш енной жизни в том же чурте, но уже с участием нового поколения геро е в. Такие начало и концовка алыптых нымаха создают эпи ческое обрамление — пространственно-временную композиционную рамку. И это закономерно. Вместе с торжественностью музыкально-эпического зву- чания обрамление служит усилению художественно-эмоционального воздей- ствия с о держания на слушателей, утверждает идею бессмертия нар о да, по- беды сил добра над силами зла [46, с. 95—113]. Начиная с героев второго поколения, их эпическая биография обычно да- ется в е стественной последовательности жизненных вех: рождение будущег о богатыря, часто героическое детство, посвящение в богатыри старшими род- ственниками, если нет таковых, то к о нем, посланным Небом, или утвержде- ние своего жизненного предназначения самим юным алыпом. Посвящение в богатыри включает в себя обряд наречения именем, поимку-выбор коня, ода- ривание воинскими доспехами и т.д. Наряду с поисками п охищенного коня, ребенка или сестр ы , угнанных на рода и скота и их возвращением в дальнейшем для героя обязательно геро ическое сватовство (арға мöрий), т.е. доб ы вание в борьбе с соперниками своей суж е ной. Встречается сватовство и без борьбы, когда отец невесты до- вольствуется привезенным женихом угощением — тушами баранов и вином. Последнее, по-видимому, свидетельствует об отмирании свадебных состяза- ний, и как результат — переработка древнего сюжета героического сватовства в новых жизненных условиях. Бор ь ба с врага м и за освобождение родственников, народа и скота, путе- вые приключения — тяжелейшие испытания в жизни героя. Он нередко тер- пит не одно, а несколько поражений, а то и гибнет, затем родственники и друзья чудесным образо м оживля ю т г е роя, после чего он продолжает борьбу. Одерживая победу, богатырь освобождает всех пленников и возвращает их на родину. Богатыри одолева ю т своих врагов в жестоких поединках. В схватке-еди- ноборстве испытывается физическая сила, при эт ом богатыри использую т ха- рактерные воинские приемы: хватают друг друга за пояс, бьют по щекам, сги- бают, ломают позвоночники и ребра, подни м ают кверху тело врага, разма- 2заказ№ 92 | ^ ° в °С И б и р с к а я I обласгкая на\' ч ная Б^оЛ i^0ТЕ К Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2