Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

“фундамент“ зал о ж е ны мифол о гические и э п ические предания, кот о рые для их создателей имели значение “исторической достоверности". Прямое и кос- венное тому подтверждение имеется не тол ь ко в самом эпосе, но и в мате- риалах “Сборника лето п исей“ (1310 г.) Рашид-ад-Дина, средневекового пер- с идского историка, поведавшего о том, что свой труд он создал на основе за- писей со слов “авторитетных повествователей и рассказчиков каждого (тюр- кского) народа" во второй половине XIII и в первой половине XIV в. [65, с. 75]. Не случайно Рашид-ад-Дин писал: все то, что у каждого народа содержится в его изустных преданиях и рассказах, должно быть уважаемо“ [65, с. 50]. По-видимому, часть мотивов п реданий и легенд, вошедших в хакасские алыптых нымахи и в эпосы других тюрков Сибири, восходит к периоду древней кыргызско-тюрко-монгольской общности (эпоха до нашей эры) и ее постепенного размежевания. Об этом свидетельствует ряд имен эпических бо- гатырей и их врагов, которые совпадают в эпосе хакасов, кыр г ызов и в упомя- нутом “Сборнике летописей“: Ай-Хан, Кюн-Хан, Кöк-Хан, Сарыг-Хан [65, с. 76—77 ]. В хакасском эпическом имени Алан-хоо угадывается и м я монголь- ской родоначальниц ы Алан-гоа [65, с. 12]. К общей основе относится и тер- мин “юрт“ (хак. чурт) — место обитания тюркских, да и монгольских пле- мен, он встречается и в эпосе хакасов, и в н азванном сочинении Рашид-ад- Дина [66, с. 84 ]. Причем чурт в алыптых нымахе — наследственное вла- дение: адазыньщ чирi — “земля отца“ , iңезiнiц чирi — “земля матери“. Алыптых нымахи поэтизируют героику воинских подвигов бо г атырей ( альiп-кӱлӱк) во имя жизненных интересов народа и родины. Обеспечение свободной жизни семьи и рода, защита имущества чурта, своей локальной родины, наконец, борьба за независимость всех жителей солнечного мира с захватчиками из подземного мира или низин земли, а также со своими злыми ханами — таков в ы сокий смысл жизни и подвигов героев. “Солнечный мир“ (или “солнечная земля“) в эпосе сначала воплощал, очевидно, чурт рода и племепи, союза родственных племен в противоположность чужеземному ми- ру. Позднее это название стало синонимом хакасского (кыргызского) госу- дарства, в которое входили разноязычные этносы. Алыптых нымах — это героико-эпическая песня. Классическая фор- ма ее исполнения — горловое пение ( хай ) в сочетании с речитативной де- кламацией от начала и до конца под аккомпанемент хомыса или чатхана — щипковых народных инструментов4. Хай придает особую во з вышенность, торжественность песне-сказанию и одновременно сакральный, магический характер всей импровизации. Термином алыптых нымах хакасы называют как жайр, так и каждое отдельное произведение этого жанра. Буквально алыптых нымах означает “сказание о богатыре (алыптығ) “ , т.е. богатырское сказание, бо г атырская сказка (нымах — это не т о лько сказание, но еще и сказка). Наряду с этим в народе бытует другой термин — чаалығ нымах, означа ю Щий сказание о 4 О чатхане подробно см.: [72, 73, с . 146—157]; о видах исполнения см .: [50, с . 9].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2