Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)

ленно работавших собирателей следует назвать В.И. Доможа к ова (19 1 6— 1972), Д.И. Чанкова, А.Т. Кызласову (1922—1956), А.К. Манаргина (19 1 2— 1979), В.Е. Майногашеву, Т.Г. Тачееву. Изучени е алыптых нымаха в п ослереволюционный период значитель- но продвинулось вперед благодаря трудам местных фольклористов, его ис- следователей3. И м и прежде всего изучались отдельные крупнейшие памят- ники, а так ж е вопросы их происх о ждения, бытования, связи с обряда м и. Вы- явлено, что хакасы в исполнении алыптых нымаха видели и магический способ защиты семьи, а через нее — рода, племени, чурта, вообще этноса. Изучались также сод е рж а ние образов и их э волюция, п роблема ж а нрового своеобразия алыптых нымаха и его г е нетических связей с э посами т ю рк- ских и м онгольских народов и др. [47, с . 169—176 ]. М . А. Унгвицкой (1907— 1985) исследован общий сюжетно-тематический и идейно-образный состав жанра. Исслед о ватели сделали первую п о пытку периодизации жанра. В 1988 г. впервые было осуществлен о двуязычн о е академическое издание одного из памятников хакасского героического эпоса — “Алтын-Арыг“ [7 ]. Некотор ь iми теоретиками фольклора героические сказания тюркских на­ родов Сибири квалифицировались как богат ы рские сказки, предшествующие героическому эпосу [23 ], или как героический э пос, но созданный до обра- зования государства [61, с . 50—57]. Е.М. Мелетинский усматривает в не м черты архаики, выявляет сказочно-мифологическую о снову [54, с. 247— 375]. Идейно-художественное содержание алыптых нымахов в свое вре м я подвергалось вульгарно-с о циологической критике. Например, этнограф П.И. Каралькин в 50-е год ы представлял алыптых нымахи как произве- дения, воспевающие подвиги феодалов, на то м лишь основании, что в них действ у ют многие герои знатного происхождени я [25, с. 165]. Хакасские эпосоведы расс м атрива ю т алыптых нымах как подлинный героический э пос, исходя при э том не только из идейно-художественных кри- териев, наличия характерно г о “эпического фона“ , но и из функциональной роли э того жанра. Алыптых нымах для хакасов и их предков то же, что для русского народа — былины, для киргизов — “Манас“ и т.д. До 60-х годов на ш его столетия алыптых нымах активно бытовал во многих хакасских селениях — аалах. Сказители ( хайджи-нымахчи) и мп - ровизировали перед слушателями по вечерам и ночам в домах для развлече - ния, а также возле усопшего, сохраняя, таким образо м , исполнение э поса как часть обряда похорон, по м инок [46, с. 56—63 ]. С 70-х годов число сказителей резко сократилось. В настоящее вре м я из- вестен ли ш ь один мастер, обладающий искусством импровизации хаем, — П.Г. Аргудаев из Хызыл аала Ширинского района Хакасии. Но он исполняет алыптых нымах в основно м на похоронах и поминках. Поскольку алыптых нымах является жанром, непосредственно свя- занны м с процессом зарождения и формирования хакасского этноса, в его 3 Библио г рафию трудов хакасских фольклористов см.: [60, с. 160—168].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2