Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. - 1997. (Т. 16.)
В год п рисо е динени я к Р о сс и и (1707 г.) Х акас ия состояла из ч етыр ех ф е - одальных княжеств: Алтырского, Алтыс а рского, Ез е рско г о, Тубинс к ого — в о г л а ве с арист о кратическ о й верхушко й из рода к ы ргыз в каждом. Население этих княж е ств со ставляли различные этнич е ские группы, г оворившие на са- гайском, к ы з ы льс к ом, шорск о м, качинском, кой б альском, бельтырском диа- лектах, отчасти продол ж а ю щих бы товать и сег о дня. В присоедине н ии к Рос сии хакасский народ видел способ избавления от мно г оданничества. В о йдя в состав Российского г осударства, Хакасия присоеди н ила к ней свои о б ширн ы е земли, нес м етн ы е п риродные богатства, стала ее п одданной и подзащитной. Это было событие огромн о го исторического значения, выгодное как для Ха- касии, так и для Р о ссии. В XX в. Хакасия в состав е России получила свою национальную государственность. 1922 г. о тмечен созданием Хакасского уезда, который в 1930 г. б ы л пре- образован в Хакасскую авто но мную область с территорией в 61,9 тыс.кв . км (с 1991 г. — Рес п ублика Хакасия). По данным переписи 1989 г. в Хакасии (Присаянье и юг Сибири) проживает 566 тыс. чел., из них 63 т ы с. — хакас ы . Все г о же на террит о рии России насчитыва е тся 81428 хакасов. * * * Хакасский народ, история которо г о вместе с историей их предков насчи- т ы вает т ы сячелетия, создал богатейший многожа н ров ы й фольклор. В устно- по э тическом т ворчествё воспета красота родной з е мли, ее гор ны е вершины, реки, озера, ее звери и птицы, мудрая г арм о ния человека и п рирод ы . Народ выразил в нем свой самобытный поэтический талант. Он явился создателе м п о-своем у великой устной литературы, вложил в нее свои идеалы и чаяния, нравственные и мировоззренческие представления. Среди различных жанров хакасского фольклора в ы деляется алыптых нымах — героический эпос — самый обширный п о объему, охвату жиз- ненных коллизий, культурно-эстетической значи м ости. Так как древняя земля хакасов из века в век была ареной кровавых битв, народ, размышляя о денностях жизни, отдавал предпочте н ие миру. В геро- ических сказаниях он создал образ ы своих могучих, неп о бедим ы х защитни- ков. Эпос хакасов, включающий сотни сказаний, — бесценное культурное на- следие. У хакасов нет такой болыиой по об ъ ему эпопеи, как “Манас“ у киргизов. Их г ероический эпос не пр о шел циклизации многочисленных алыпшых ны- махов в единое произведение. Для э того не было соответствующих истори М., 1960; Он же. О южных границах государства древних хакасов в IX—XII вв. / / Учен. зап. ХакНИИЯЛИ. — Абакан, 1960. — Вып. 8; Он же. О датировке памятников енисейской пись- менности// Сов. археология. — 1965. — № 3; Он же. Из истории племен Саяно-Алтайского на- горья в XIII—XV в в .// Учен. зап. ХакНИИ Я ЛИ. — Абакан, 1965. — Вып. 11; Он же. История Тувы в средние века. - М„ 1969. - С. 88 - 129; Кызласов И.Л. Архитектурные сооружения и к урганы средневек о вых хакасов// Архе о л о гичес к ие о ткрыт и я 1974 г. 1975. С. 214 216, Кызласов Л.Р., Кызласов И.Л. Исследование замка в дельте Уйбата// Археологические открытия 1 9 7 6 г. — 1977. — С. 213—214; Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия. — М., 1986.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2