4 КОЛ Л ЕК ТИЬНЫ Й 1Р У д 16 марша 1962 года, М 32 „БЫВШИЕ МАЛЬЧИКИ** „ лгТЖ т .■» Карасукскому'зрителю есть чем : гордиться: как-никак, а народный театр после первого всероссийского тура вышел в «финальную» четверку и будет оспаривать 22 марта зональное первенство в г. Барнауле. Сам по себе этот факт говорит о многом—и О мастерстве наших общественных артистов, и режиссера театра Степана Федоровича Чернышева, и О возрастающей требовательности зрителя. Последнее дает нам право сегодня сказать: давайте с этих позиций и оценим новый спектакль «Бывшие мальчики» в постановке дипломанта Новосибирского культпросветучилища Нины Кариковой. В спектакле наряду со «старыми артистами», знакомыми нам по предыдущим пьесам, дебютировали в полном смысле слова «мальчиш- ■ ки и девчонки». Уже одно это обстоятельство определяет в какой-то мере тему спектакля: жизнь детдомовцев, тех, кто остался без родителей, и тех, чьи родители по разным причинам не в состоянии воспитывать детей. Таковы Саня Шура Степушкин, Ира Яковлевы, Юлька. Сюжет пьесы Нины незамысловатый: отец рикова попал з тюрьму, умерла. Мальчишку определили в детдом. Старший товарищ Сани Володя Максимов решил,что лучше не ехать с одноклассниками в Сибирь на новостройки, а остаться возле мальчугана. По этой причине он поступает на работу в детдом пионервожатым. И вдруг Саня убежал из детдома, но потом возвратился. Перед нами встают картины то гуманности, то ханжества. Заканчивается спектакль. Юлька вступает в самостоятельную жизнь, Володя находит в жизни место. С поникшей головой, неожиданно пристыдивши сь за свои неблаговидные поступки, покидает детский дом тетка Сани. Жизнь выбила из своей колеи проныр и невежд! Но сказано об этом слабо, вычурным монологом директора детдома Вадима Николаевича (артист С. Чернышев). И повинен прежде всего в этом автор пьесы. Нина Ивантер, как известно, только пробует себя в жанре драмы. Её неудача как драматурга пагубно сказалась на игре артистов. В самом деле, как справедливо заявил на разборе спектакля директор музыкальной школы В. Устинов, ощущается в пьесе.несколько точек, законченность отдельных картин абсолютная. И хотя спектакль учит добру, возвеличивает светлые начала, в действительности же пет самого важного: напряженности выхваченного из жизни момента. Что же касается игры артистов—пусть новички не задерут нос,'что их так называем,—то надо прямо сказать: отдельные роли воспринимаются так живо, выпукло, что совершенно перестаешь ощущать зрительную связь со сценой, становишься как будто очевидцем гнусных выходок сердобольной Саниной тетки (артистка 3. Чернышева). Совершенно в ином ракурсе представлена Люся. Артистка Е. Устинова вошла в свою'роль. Машина, дача, деньги —вот; круг ее интересов. Этим она и пытается усладить Шуру Степушкина. Мальчик не захотел иметь такую мать, он предпочел тетю Дусю—кастеляншу детского дома (роль испольняет В. Лысенко), которая по своей стоит гораздо выше помпадурш типа Люси. Так в спектакле решается вопрос материнства. Другим идейным стержнем является проблема человеческого долга, места в жизни. Её носители директор детдома Вадим Николаевич и пионервожатый Володя. душевности своих Тюриков, и Катя Ивантер Сапп Тю- мать —Ее не остановишь, это же танк!—возмущается Вадим Николаевич. Ну, не в самом деле «танк», а тип рвача, надеющегося целиком на свое горло. Вообще в пьесе очень четко, ников. Кому пе было семнадцать противопоставлены материнские чувства. Кроме тетки, автор предлагает зрителю Яковлеву, мать двоих дочерей (артистка М.Лукь- янова) и Люсю, бездетную жену (артистка Е. Устинова), слабовольного главного конструктора завода(роль исполняет А. Пчелинцев). Яковлева— сложная психологическая личность. Будучи по профессии артисткой, она драматически переживает момент столкновения добрых чувств матери с чувством любовницы. —Если я не поеду, тот человек, с которым мы сейчас... он не будет больше со мной. Так уже было один раз,—заявляет она наивной Юльке, которая берется устраивать её дела—оставить па некоторое время дочек в детском доме. Это не «плохая мать», не идеальная женщина. Яковлева— сложная натура. Для нее жизнь, прежде всего, не одни розовые тона, а отчаяние, граничащее с мыслью: только вдовой. В другой раз ляется на сцене не третьего действия, кровенно признается: —Тогда я была не права... Но не надо торопиться с выводами. Если кроме привязанности к своим детям женщина испытывает еще и другие, чувства, то это вовсе не означает, что она никуда негодная мать. Роль ’ сыграна Лукьяновой удачно. Раздумывают директор детдома й Юлька (роль исполняет Н. Ка- рикова), Володя Максимовен Саня Тюриков. Этим то и Уценен спектакль, особенно для школь - лет, ктоаиз нас не задавался Юлькиными вопросами: лучше .ли любовь* или "жалость, как правильно жить? бы не остаться Яковлева появ- во второй карти- Она отВ адим Николаевич: — Это означает, что Володя хочет остаться один. Пойдем, Саня!... Юлька: — А что лучше: любовь или жалость? Тетка" (справа): —Ах, Саша, нашелся, миленький. Ей отвечают то Вадим Николаевич, то Володя. II тут-то хочется возразить: ведь в жизни такие сцены выглядят куда ярче! Что же касается самой игры, то Володя Максимов получился во многом надуманным. Парню восемнадцать лет, а он (справедливый и добрый!) Мучается, печется, постоянно нервничает. Где озаряющая улыбка умного, здорового юноши? Могут возразить: «Наивный, молодой». Но одно дело—наивные чувства к любимой девушке, другое—естест вен в а я в а и вность. А Володя стар душой. II тот Диалог, который происходит между им"и Вадимом Николаевичем относительно любви, только извращает подливную натуру пионервожатого, в этом случае не надо было в предыдущих картинах наделять Володю взрослостью мыслей. Одно другому явно противоречит. Может, этому способствовали режиссерские промахи? К чему, например, длинная волокита с прикалыванием объявления (минут 5), с отпиранием двери (минут 15)? Совершенно непонятно, зачем Володе нужна была скрупулезность в складывании на столе книг и манера постоянно держать руки в карманах? Чувствуется, что артисту В. Бакалу по настоящему заняться нечем. Вот он и заполняет евро пребывание на сцепе чем- ни- будь. И если образ Пчелки из «Стряпухи» получился у Бакала чудесно, то Володя не совсем удался. Несколько слов о Вадиме Николаевиче и о младшем поколении. Директор детдома чем-то напоминает замечательного советского педагога С. Макаренко, а именно: неустанными поисками причины, побудившей убежать Саню Тюрикова.' Но опять-таки: не верится, что этот человек, заслуженный учитель, по настоящему обеспокоен. На словах он на самом деле тревожится, а верить почему-то не хочется. Артист С. Чернышев, без всякого преувеличения, конечно, сумел воплотиться в своего героя: жесты, мимика—типичные «Чернышевские». Они хоть и в какой-то мере повторяются из предыдущих спектаклей, но выглядят естественно, со свойственным им юмором. Не хватило одной детали: обеспокоенности до глубины сердца, до мук душевных: почему жё Саня убежал? Кстати, о ребятах. Роль Сапп Тюрикова и Шуры Степушкина исполняли школьники—Саша Худяков и Гриша Гольцев. Только доброго' пути .хочется им пожелать. Замечательно уже и то,что ребята появились на сцепе народного театра. И в этом, в первую очередь, заслуга Пины Кариковой. Опа не побоялась, что может случиться неудача. И ребята действительно не подвели. Сама Пиза Карикова исполняла роль Юльки. Образ получился светлый, легкий, порхающий. Юлька—сирота, по она не одинока. Как никто, умеет ценить внимание Вадима Николаевича, тети Дуси. Она и самый лучший друг для маленьких—Сапп и Шуры. Мне кажется, впечатление было бы еще лучшим, если бы Юлька меньше кивала головой, особенно в моменты утверждения и отрицания. Хочется отметить игру новичков на сцепе А. Косачевой,3.3а- ливчей и А. Овчинниковой. Роли у девушек немногословные, и в этом заключается известная трудность в воспроизведении полноценного образа. Наиболее убедительно справилась с этим А. Овчинникова. Созданный сю образ Кати Яковлевой привлекает свежестью, правдивостью. Несколько хуже вышло у А. Косачевой с Лидой. Пока получился, в лучшем случае, интересный пересказ текста. Для полноты образа не хватило душевною обаяния. Вот почему Лида выглядит скучноватой, несобранной, хотя в её жизни происходит большое событие—прощание с любимым перед поездкой в Сибирь на строительство гидроэлектростанции-. Закрыт занавес. Толки, споры о спектакле—особенно на разборе—самые разные. II это потому, что хоть в целом спектакль и удался, все же в пьесе есть места скомканные, лишенные динамического развития, иногда чувствуется отсутствие умелой режиссерской подсказки. Но вне чатление произведено. Жизнь в нашей стране—кипучая, б; ля- щая, подобно величавой реке, одинаково захватывает своим течением и подростков и вз[Ч)с- лых. Мещане, ханжи, черсг чыс люди—вон из пашей жизни! Им не помешать нам уверенно строить светлое коммунистическое завтра. Н. Роздорожный. Фото автора. В райисполкоме В связи с тем, что председатель участковой избирательной комиссии Clp if тельного участка Е. В. Пе- лымский ушел в отпуск исполком Кбрасукского рай энного -Совета депута.ов трудящихся утвердил председателем участковой избирательной комиссии Строительного избирательного участка т. Вострухина Виктора Михайловича. Редактор П. Я. ВЫЛЕГЖАНИН Адрес редакции и типографии: город Карасук, ул. Котовского, 10. Телефон редакции и типографии. 2 — 58. Закая 83 Карасукская типография Типаж 2854
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2