Коллективный труд, 1961, № 156

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3 29 декабря 1961 года, М 156 В Литве большое внимание уделяется музыкальному образованию детей. За последние годы почти во всех крупных городах республики созданы музыкальные школы. В Каунасской средней специальной музыкальной школе занимаются четыре одаренные сестры, дочери железнодорожника Антанаса Рамошка. Младшие сестры- близнецы Живеле и Аста играют на скрипке, а старшие сестры-близнецы Гра- жина и Рута—на фортепьяно. НА СНИМКЕ: Гражина, Живеле, Аста и Рута Ра- мошкайте на занятии. Фото М. Огая. Фотохроника ТАСС. О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Забота Коммунистической партии и Советского правительства о воспитании наших детей проявляется в создании всех необходимых для этого условий. Партийные съезды, сессии Верховного Совета, подводя итоги достижений советского народа, строя перспективы дальнейшего развития, всегда отмечают, то, что сделано и то, что будет еще создаваться для детей. Забота о детях ярко отражена в советском законодательстве, в директивах Коммунистической партии и советского правительства. Они содержат решения, касающиеся охраны материнства и детства; учреждений общественного воспитания; создания общедоступной средней и высшей школы, оздоровительных мероприятий, лесных школ, санаториев, пионерлагерей и много другого. Основную ответственность за воспитание дотей несут родители. Большинство из них сознательно относятся к воспитанию детей, понимая, что в нашей стране это дело большой государственной важности. Каждому отцу и матери воспитание по силам, если опи серьезно к этому относятся. Но иногда приходится слышать от родителей, что в семье нет условий для воспитания. Такие суждения чаще всего ошибочны. Под ненормальными условиями воспитания понимаются трудности в характере какого-либо члена семьи, занятость родителей, разногласия между ними, дурное влияние окружающих на ребенка. Между тем, создание нормальных условий воспитания в семье—обязанность родителей н никто лучше их самих в своем доме этого сделать не может. Если отец и мать будут упорно добиваться преодоления препятствий, то в нх семье условия могут стать нормальными. Большую роль в успешном воспитании детей играет моральный облик родителей, их участие в труде, чуткость к людям, культурные потребности. Все это воздействует на формирование личности ребенка. Важное значение имеет горячее желание родителей хорошо, правильно воспитывать детей. Оно укрепляет их ответственность как воспитателей. Воспитание детей но может быть успешным, если родители не пользуются авторитетом у детей, сами подают им дурной пример, если слово родителей расходится с делом. Создание авторитета отца и матери, их стремление служить для детей положительнымпримером, конечно, зависит от самих же родителей. Никто посторонний не сумеет это сделать за них, а лишь может оказать некоторую помощь, дать совет. Непременным условием воспитания ребенка является единство требований к нему родителей и других взрослых члепов семьи. К чему может привести несогласованность? Если отец наказывает сына, то мать отменяет наказание отца из «жалости», желая иметь больший авторитет у ребенка. Будет ли ребенок от этого послушнее? Нет! Наоборот, ребенок узнает слабость и будет настойчиво просить выполнить его желание, пока мама не уступит ему. Кроме того, зная, что его выручит мать из любого положения, будет допускать различные нарушения. Существенное значение для воспитания имеет выполнение указаний школы, поддержка родителями авторитета учителя, вожатого, руководителя комсомольской и пионерской организаций. Важным условием воспитания в семье являются хорошие взаимоотношения родителей. Правильно должны складываться взаимоотношения и между членами семьи. Это совместный труд, интерес к труду друг друга, взаимопомощь, взаимное уважениеьтеп- лота, искренность, забота. Даже, если в семье работает один отец, ему не следует совершенно уклоняться от домашнего труда. Если в семье нет единства, согласия, господствует раздор, воспитание ребенка очень усложняется. В таких семьях дети хуже учатся, делаются нервными, замкнутыми, раздражительными, они хуже себя ведут. Кроме того, дети, особенно старшие, сами оказываются в трудном положении, не знают, на чью сторону стать и озлобляются против кого-либо из родителей. Такая раздвоенность тяжело влияет на формирование характера, часто оставляет след на всю жизнь. Без авторитета родителей в семье немыслимо приучить детей к послушанию, дисциплине. Если родители хотят, чтобы их дети росли организованными, приветливыми, правдивыми чтобы они уважали старших, то пусть прежде всего позаботятся, чтобы в семье они постоянно видели такой пример. Нельзя также создавать себе авторитет припомощи одних только приказаний, запрещений или запугивания детей. Ребенок может подчиниться отцу и матери из страха, но это не1будет служить средством формирования положительных черт его характера. Наоборот, это обычно развивает у детей подхалимство, безволие, лицемерие. Нельзя укреплять авторитет и задариванием детей, всевозможными поблажками и обещаниями, которые к тому же не всегда выполняются. Взрослые должны своевременно реагировать на неправильные поступки детей: делать им замечания, разъяснять их плохие поступки. Но вместе с этим следует принимать все меры общественного воздействия и к взрослым, проходящим мимо фактов плохого поведения детей. Совершенно правильно поступают те родители, которые проявляют заботу не только о своих детях, но и их товарищах. Дети вне школы общаются между собой во дворах, на улице. И иногда влияние другого подростка бывает сильнее, нежели слово родителя. Поэтому родителям необходимо заботиться об организации досуга детей. Этим мыотвлечем детей от озорства. Родителям необходимо следить за внешним видом, детей, особенно подростков, их одеждой, умением держать себя. Хорошо организованная семья, как правило, успешно справляется с задачами воспитания детей. Большинство •емей сумели так организовать быт, что он способствует воспитаниюнового человека—всесторонне развитого и сознательного строителя коммунизма. Л.Гафитулина, инспектор детской комнаты. СОВЕТЫ ВРА ЧА Какой физический труд посилен школьнику Советская школа воспитывает не только всесторонне образованых юношей и девушек, но н физически крепких, закаленных, не боящихся любой «черновой» работы—настоящих строителей коммунизма. Как приучать школьников к физическому труду? Вот об этом я и хочу дать некоторые советы. Ранний непосильный физический труд, как и неразумное стремление некоторых школьников добиться во что бы то ни стало, наращения мышцпутем поднятия тяжестей, может неблагополучно отразиться на здоровье ребенка, особенно, если его организм ослаблен, если он недавно перенес какое-либо заболевание и не успел еще окрепнуть. Нельзя также увлекаться лишь одним видом спорта. Это приводит к чрезмерному развитию одной группы мышц при слабом развитии других. Надо помнить, что лишь посильное занятие спортом, посильная физическая работа, умеренное занятие в сельскохозяйственном труде и по домашнему хозяйству пойдут на пользу школьнику. Какие сельскохозяйственные работы можно поручать школьнику? Они могут ухаживать за домашними животными (домашняя птица, телята) и, главным образом, работать на огороде. Дляребенка 8—9 лет надо выделить на огороде самостоятельную маленькую гряд ву, чтобы исподволь обучать его первоначальным ириемам работы. Урожай с такой грядки может и не иметь хозяйственного значения, но доставит большое удовольствие самому ребенку, т. к. ои увидит плоды своего труда. Это имеет большое воспитательное значение. Школьникам 10—12 лет можно поручать работы, не требующие особенного физического напряжения, как, например,посадку рассады, прореживание некоторых овощных культур (например свеклы), борьбу с вредителями (уничтожение яичек бабочки-капустницыи т. д.). Детей в возрасте 13—14 лет вполне допустимо привлекать с пользой для их здоровья к следующим видам труда на огороде: работа граблями, посадка картофеля, сбор урожая овощей. Ребята 15—16 лет могут выполнять огородные работы, требующие и большего физического напряжения: копать землю, выкапывать картофель, полпвать огород, делать грядки, переносить посильные тяжести на носилках. Школьники, увлекаясь работой, часто не замечают усталости. Через каждые полчаса работы надо устраивать 5-минутный отдых. Лопаты и другие сельскохозяйственные инструменты должны быть уменьшенного размера и веса. Лейки и ведра нужно давать младшим школьникам емкостью не больше 4 литров. Если дети пользуются лейкой взрослого, то в нее нужно наливать воды не больше половины её объёма. При переноске тяжестей лучше распределить нагрузку па обе руки, чтобы но искривлялся позвоночник. Часто школьники в организованном порядке под руководством учителя отправляются па сельскохозяйственные ра- боты и помощь колхозами я совхозам. В таких случаях важно хорошо покормить нх перед уходом и снабдить завтраком. За соблюдением правильного режима, труда, питания и отдыха школьников следят в этих случаях учителя. Если приходится работать в жаркое время дня, то голова должна быть защищена от палящих солнечных лучей панамкой, соломенной шляпой с широкими краями или другим легким головным убором. Некоторые школьники при работе во времяжары ныот чрезмерномного воды. Между тем, излишвее введение жидкости в организм приусиленном потении нецелесообразно. Чувство жажды часто бывает связано с сухостью в глотке. Достаточно прополоскать горло, чтобы жажда умевынилась. В сельских условиях школьникам приходится иногда при отсутствии организованного подвоза совершать довольно далекие переходы в школу и обратно. Большинству школьников это нисколько не в тягость. Движения на свежем воздухе лишь укрепляют их здоровье, особенно зимой, когда ири этом используются •лыжи. Очень полезны длительные прогулки, многодневпыо экскурсии. Они расширяют кругозор школьника, прививают ему любовь к нашей Родине, укрепляют здоровье, вырабатывают у него вывосливость и ряд других ценных качеств. Родители должны заботиться о том, чтобы такие прогулки и экскурсии были хорошо подготовлены и не переутомляли детей. Некоторые школьники жалу- ются на то, что при длительных переходах у них возникают боли в йогах. В ряде случаев это зависит от плоскостопия. Во всех случаях плоскостопия детям надо посить специальные вкладки-стельки, поддерживающие свод стопы, которые изготовляются в протезных мастерских по ноге больного. Родители должны следить за физическим развитием школьника. Один из простых способов контроля за этим развитием—взвешивание. На протяжении каждых 3-х меенцев школьник должен заметно прибыть в весе. Если это не происходит, необходимо обратиться к врачу, чтобы выяснить причину приостановки или отставания физического развития. В. Туник, врач-педиатр Карасукской райбольницы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2