Коллективный труд, 1961, № 141

26 ноября 1961 года, М 141 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУП 3 Страница выходного дня Рождение Скоро нашему городу исполнится полвека Ку.пунда считалась в прошлом голодной, проклятой степью, у прежних здешних обитателей—киргизов о ее происхождении была сложена легенда: Изгнанный богом из рая над Кулундою летел шайтан и плакал. Но возмущенный внезапно однообразием местности и ее безлюдностш, он возгорелся злобой, и, желая сделать неприятное творцу вселенной, плюнул как раз посередине степи. Тысячи брызг полетели на землю, и там, где они упали, образовались горькосоденые озера, а где падали слезы его раскаяния — стали озера пресные. Не лишенная некоторой поэзии, эта легенда свидетельствует о прошлом: должно быть уж очень неприглядной была тогда Кулунда, возмутившая даже шайтана. Первым русским заселыци- кам и их потомкам пришлось много вложить труда, чтобы освоить здешпие дикие места. И они покорили степь, заставили ее давать обильные урожаи пшеницы, ячменя, овса. А ведь эта земля но прежним предположениям .считалась безнадежной. Старожилые селения—Астродым, заселенное в 1800 году, Черная Курья— в 1826 году, село Хорошее— в 1889 году—- вскоре после своего возникновения стали зажиточными, но, несмотря на это, села почти не росли, и общее развитие вообще Кулунды при царизме шло весьма' медленно. В 1893 году посетил здешние места профессор Томского университета С. И. Залеский со специальным заданием—выяснить, как заселена Кулун- динская степь. Он отмечал, что во многих старожильческих селах совсем нет новоселов-переселенцев, а в некоторых их— единицы. В отчете профессор писал: «Село Карасук (ныне Крас- нозерск).—Переселенцев очень мало. Карасукская волость нодходит вполне для дальнейшего заселения». Позднее переселение сюда несколько увеличилось. В Ка- расуке при волости был ' образован переселенческий пункт, который выдавал на каждую прибывшую переселенческую семью пособие— пять рублей. Рост населения, появление середняцких и кулацких хозяйств привели к увеличению производства товарного хлеба мяса, шерсти, рыбы. Сбыт их был крайне затруднен. Скупщики покупали продукцию у крестьян за гроши, а затем продавали ее но дорогой цене в Татарске, Каинске, Слав- городе. В связи с проведением Сибирской железной дороги, появилась новая отрасль доходов в крестьянском хозяйстве. Возрос спрос на масло. По данным 1908 года, три смежных волости (в том числе и Карасукская) при крайне неблагоприятных условиях транспорта давали на магистраль около 70 тысяч пудов масла.— Это при отсутствии всякой организации. Возникла потребность в строительстве Кулундинской железной дороги. Об этом все чаще говорили местные жители. Многие мечтали: «Проведут здесь железную дорогу и это позволит улучшить хозяйство путем обмена излишков сельскохозяйственных продуктов на лес для построек, па племенной скот, на сельскохозяйственные машины и пр.» О железной дороге писали и газеты: «Дорога здесь нужна, она необходима, как клапан в насыщенной паром машине». Впервые вопрос о проведении Кулундинской железной дороги поднял в 1905 году некий купец Деров. Он предлагал соединить ветвью Павлодар с Сибирской магистралью. Купцу нужна была эта дорога чтобы облегчить использование принадлежащих ему эки- бастусских каменноугольных копей. Ходатайство купца рассматривалось в комиссиях о новых дорогах в Министерстве финансов. Сооружение линии Омск—Павлодар было признано желательным. Но дальше этого дело не пошло. Только через шесть лет после вынесенного пожелания, в 1911 году, начались изыскательские работы по определению места, где вести линию. Кулаки не уступали свою землю для железной дороги, поэтому новую станцию вблизи от речки ' Карасук пришлось заложить на болоте. По речке ей дали и название. Вскоре у разметочных вешек, обозначавших место будущей станции Карасук, на небольшом бугорке была построена казарма для железнодорожных рабочих. Вокруг неё стали селиться первые здешние жители. В 1913 году в спешном поряд ке началось сооружениеАкелез- ной дороги.Строить её взялось частное акционерное общество. В стройке принимали участие многие жители окрестных сел, работая по найму. В 1914 году началась первая мировая война, рабочие- строители и наёмные крестьяне были призваны в армию. Рабочих рук не хватало. Акционерам пришлось искать дешевую рабочую силу, и они обратились в Китай. Вывезенные оттуда китайцы и строили железную дорогу в Кулундинской степи. Все работы на стройке выполнялись вручную. Землю из выема на насыпь носили корзинами. За такую тяжелую работу люди получали гроши. Жили китайские рабочие в землянках. Скученность вызывала эпидемии, большую смертность. Летом 1916 года на станцию Карасук пришел первый поезд. Много съехалось крестьян из ближних и дальних сёл, чтобы своими глазами видеть, как «чугунка бегает», селка находилось старинное На первых порах поезд при- село Карасук. Его переимено- ходил в Карасук раз в педелю вали в Краснозерск, а иазва- и всегда на станции ждала ние Карасук оставили за по- его толпа любопытных людей вым поселком, разных возрастов. В 1929 году из Черной Куньи районный центр был ие- Старожилы вспоминают, реведеи в Карасук. С этого «Многие выходили встречать времеви он стал еще быстрее «чугунку» даже к мосту. г 1ам расти и заново отстраиваться, поезд останавливался, чтобы Указом Президиума Верхов- набрать воды в паровоз рука- ВВрВ Совета РСФСР от 3 июня вом прямо из реки...» 1954 года Карасук превращен У первых домиков, рядом с в г0р0д районного подчинения, казармой, сразу же выросли g настоящее время гор^д камышитовые землянки, а по- к араСуК превратился в значи- том у вокзала появилось и тельнЫ{} железнодорожный целое селение. Акционеры смогли довести узел. В связи со строительст- — ,----- , вом дороги .Барнаул—Каменьжелезную дорогу только до на-Оби— Карасук-Омск, здесь Славгорода. При Советской ВОзникла железнодорожная власти, в 1924 году, па госу- стаПцИя «Карасук второй». Го- дарственные средства линия рОД схаНовится крупным эко- была продолжена до Павло- цомическим пунктом Кулунды. дара. ' К. Нечаев, В Ста КИЛОМетраХ ОТ ВНОВЬ член совета Новосибирского возникшего Карасукского ПО- областного краеведческого музея. ОТ РЕДАКЦИИ. Помещая статью К; Нечаева „Рождение Карасука", редакция одновременно обращается к читателям, особенно старожилам города и района, с просьбой поделиться через газету наиболее интересными момен - тами и подробностями полувековой истории Карасука: как город застраивался, расстраивался и рос, о лучших людях города, его патриотах, проявивших героизму годы первой русской революции, гражданской и Великой Отечественной войн, а также в мирные дни на трудовом фронте. Желательно бы получить и некоторые фотографии видов Карасука прежних лет и современных. V ' 1 т * * 1!ШК Зима. Фотоэтюд Б»»Алексеева. В предыдущих беседах мы говорили о средствах выразительности музыки, о связи музыки с жизнью. Но чтобы научиться глубже понимать музыку, необходимо знать о ее творцах. Слушая на концертах или по радио музыку Баха, Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского и многих других композиторов, вам, наверное, хотелось бы знать о том, как жил и работал тот или иной композитор, как достиг он того, что его музыка и сейчас живет и радует наш слух. Давайте поговорим с вами о жизни и творчестве наших любимых композиторов. М. И. Глинка Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в имении Новоспасском, в Смоленской губернии. Здесь, среди русских лесов и полей, прошло его детство. Глинка рос разносторонне одаренным и любознательным ребенком. Он рано научился читать, пристрастился к книгам, проявлял выдающиеся способности к рисованию. .Однако вскоре все отошло на второй план, уступив место музыке. С волнением вслушивался мальчик в звучавшие вокруг него прекрасные русские песни. Он слышал их и от крестьянских певцов, п в исполнении домашнего музыкального ансамбля. Много лет спустя, композитор писал: «...Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что в последствии и стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Глинка рано начал учиться музыке и делал быстрые успехи. Его одаренность была очевидна, но тем не менее родители не" помышляли о том, чтобы их сын стал музыкантом-профессноналом. Мальчика перевезли в Петербург и вскоре поместили в благородный пансион, где он прёвел пять лет. Нужно отметить, что в этом пансионе он встретился впервые с А. С. Пушкиным. Общение с Пушкиным и другими передовыми людьми оказало'сильнейшее влияние на развитие юноши. В конце 20-х годов Глинка сблизился с Грибоедовым, Жуковским, Одоевским. Они вдохновили композитора на создание ряда романсов и песен. Глинка писал музыку на стихи Пушкина, Жуковского, Грибоедова и др. В 30-х годах появились и увидели свет его романсы: «Не слушай», «Не пой, красавица») «Бедный певец». В 1834 г. Глинка начал работать над оперой «Иван Сусанин», сюжет которой подсказал ему Жуковский. Композитор рассказывает о подвиге простого русского крестьянина, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины, ради ее свободы и независимости, О могучей силе русского народа, давшего сокрушительный отпор врагу. Композитор, захваченный и увлеченный темой, написал ее очень быстро. Опера имела огромный успех у широкой публики. Горячо приветствовали ее появление Пушкин, Жуковский, Одоевский, Гоголь. Через два года после премьеры «Ивана Сусанина» у композитора возникает замысел новой оперы «Руслан и Людмила» па „стихи Пушкина. Глинка беседовал об этом с Пушкиным и встретил со стороны поэта живой интерес. Основная идея «Руслана и Людмилы»— победа жизни, победа добра над злом, достигнутая в напряженной героической борьбе. Первое исполнение оперы «Руслан ц Людмила» состоялось в 1842 году в Петербурге. Интерес к опере Глинки со стороны передовой части русского общества был. исключительно велик. Но царь и аристократия проявили к ней откровенную враждебность. Николай I уехал из театра, не дождавшись конца спектакля, и это стало сигналом к новой, еще более разнузданной травле композитора. Равнодушное, а подчас и враждебное отношение надломило духовные силы композитора. В 1857 году Глинка простудился и слег в постели. Болезнь оказалась роковой, и 3 февраля он скончался. Так закончилась жизнь Михаила Ивановича Глинки— одного из величайших сынов русского парода, обогатившего мировую культуру бессмертными музыкальными произведениями, включая знаменитую «Комаринскую»,. «Вальс фантазию» и десятки доныне не утративших прелесть романсов. В. Васильев, преподаватель музыкальной школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2