19 ноября 1961 года, М 138 : КОЛЛEh ТИЬНЫЙ ТРУД 3 СТРАНИЦА ВЫХОДНОГО ДНЯ Великий русский ученый (К 250-летию со дня рождения М. В. Ломоносова) Исполнилось 250 рождения Михаила Фотоэтюд А. Мякинина. Посмотрите, посмотрите, Что наделал Дед М о р о з - Бахрому жемчужных нитей, Серебро он в лес принес! Разодел березки в иней, А сосенок хоровод Одарил вуалью синей И поставил всех вперед. На иголках тонких, острых Изумруды, жемчуга,.' Дремлют чуткоросны-сестры Ноги кутая в снега. Им тепло...И видеть любо, Как немножко стороной Проскакал в богатой шубе Заяц снежной^целиной. На иголках острых, тонких Иней звездами горит ... Тишина родной сторонки ' 1 Нам о многом говорит. лет со дня Васильевича Ломоносова— великого русского ученого, поэта, мыслителя-матери- алиста и просветителя. Имя его дорого каждому советскому человеку. Сын простого поморского крестьянина, М. В. Ломоносов был, воплощением лучших черт русского народа: его трудолюбия, страстного стремления к науке и знаниям, глубокой любви к Родине,свободолюбия и гордой независимости. Он непоколебимо верил в духовные силы своего народа, в его творческую мощь, горячо мечтал о широком развитии народного образования, о том времени, когда его Отечество будет иметь многочисленные кадры своих ученых. Он энергично пролагал пути к широкой демократизации науки в России. М. В. Ломоносов был гениальным человеком. Он не только вобрал в себя лучшие достижения мировой культуры своего времени, но и стремился поставить их на службу народу. Неустанный новатор в науке, он смело ломал устаревшие традиции, не останавливаясь ни перед какими научными авторитетами, если они мешали движению вперед. Михаил Васильевич обладал универсальными знаниями. Богато и разнообразно научное творчество М. В. Ломоносова в области естественных наук. Он разработал теорию атомно-молекулярного строения вещества, механическую теорию теплоты, теорию строения газов. Этими работами он углубил достижения мировой науки. В середине XVIII века М. В.Ломоносов сформулировал закон сохранения и превращения вещества и энергии в природе, который прочно вошел в науку только через 120 лет. Большой вклад внес он в развитие астрономии: впервые высказал мысль о налиСвязь музыки с жизнью в программо КПСС определены задачи литературы и искусства. Музыка, как и все искусство, призвана «служить источником радости и вдохновения дЛя миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания». Этой высокой цели и служит как народное, так и профессиональное искусство в нашей стране. Именно выражение чувств, мыслей и настроения народа опеределяет жизненность музыки. История нашего народа— это история борьбы за свободу. От крестьянских восстаний при Борисе Годунове, Степане Разине, Емельяне Пугачеве, выступления декабристов, народников, наконец, Великая Октябрьская революция—все это звенья одной цепи борьбы за свободу, И все эти события нашли свое отражение в музыке— «Дубинушка», «Утес», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка». В памяти поколении останутся эти и другие песни потому, что они правдиво отражают суть этих событий, потому, что они связаны с жизнью. Проследить связь музыки с жизнью не трудно, т. к. нет общественных явлений, не отраженных в ней. В суровые годы Великой Отечественной войны звучит песня,призывающая к защите нашей Родины: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой»— звучала в тылу и на фронте песня Александрова на слова Лебедева-Еумача «Священная война». «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» спрашивает песня после войны. «Едут новоселы по земле целинной» отвечает песня на призыв партии. «Мы за мир», «В защиту мира», «Гимн демократической молодежи» —все это яркое отражение связи музыки с жизнью, выражения мыслей, чувств и настроений народа. Но не только общественные, но н личные стороны жизни находят отражение в музыке. Всю жизнь, со дпя рождения чии атмосферы на Венере, догадки о солнечных протуберанцах, о строении кометных хвостов, разработал теорию полярных сияний. В условиях засилья церкви он смело пропагандировал высказывания французских ученых о множественности миров во Веет, ленной и наличии жизни на других планетах. М. В. Ломоносов был одним из основателей метеорологии и первым организатором метеорологических исследований в России. Он придавал большое значение этой науке, которая должна вскрывать причины атмосферных явлений и определять прогноз погоды, столь необходимый в жизни, особенно в мореплавании и сельском хозяйстве. Ломоносов много сделал для развития отечественной географии, геодезий, полярной океанографии и море-, плаваиия. М. В. Ломоносов выступал за отделение религии от науки, за запрещение вмешательства церкви в организацию научных исследований и в цензуру научных публикаций. Всю свою жизнь он стремился соединять теорию с практикой. Так, его .теория света и цветов”, привела к „мозаичному художеству”: изготовлению цветного стекла, к постройке Усть-Рудиц- кой фабрики с гидросиловой установкой. В своей книге „Первые основания металлургии или рудных дел” он уделил много внимания пропаганде идеи механизации трудоемких работ, подробно остановился на возможности использования при этом энергии текучих вод, описал ряд гидравлических двигателей того времени. Занимаясь исследованиями атмосферы, он создал теорию упругой силы воздуха и вплотную подошел к изобретению „аэродромной машины”, то есть летательного аппарата, который может подниматься в атмосферу. В историю вошла кипучая деятельность ученого в качестве главы Географического департамента Академии наук России. Много сил и труда вложил он в составление карт своей Родины. Великий просветитель, М.В. Ломоносов был создателем русской грамматики, основоположником литературного языка и русской поэзии. В области исторической науки он был борцом против человека, его сопровождает музыка. Несмышленному малышу напевает мать колыбельную песню. Но проходит время, и в доме слышится свободная песня. Все это говорит о связи музыки с личной жизнью. Глубокие человеческие переживания, философские обобщения раскрываются в лучших образцах русской советской и зарубежной классической музыки. Например, героизм, мужество, жизнерадостная 'сила, благородство души, поэтическая нежность и, наконец, философское раздумье раскрыты в таких симфониях как 9 Бетховена, 6 Чайковского, 11 Шостаковича. Из приведенных примеров видно, что и в песенном творчестве и лучших образцах классической музыки отражены мысли, чувства и настроения как отдельных людей, так и всего народа. Это и определяет связь музыки с жизнью. В. Васильев, преподаватель музыкальной школы. А. Федотов. ПАУК И ШЕЛКОПРЯД (БАСНЯ) На тутовике Паук Однажды встретил Шелкопряда —Скажи, Паук спросил,— По чести, За что тебе Так много лести? Ведь мы с тобой Профессии одной. Чем мог ты славу заслужить? Смотри: моя Не хуже нить, Но почему меня Всяк презирает? И Шелкопряд соседу Отвечает: —Нет! На меня Ты вовсе не похож, Хотя и оба дар Имеем от природы, Ты только Для себя прядешь И ткешь, А я-то шелк Готовлю для народа. Морали к басне сей не надо. Она—в ответе Шелкопряда, фальсификации истории русского народа, против теории О том, будто славяне создали «русское государство при помощи варягов. В стенах Академии наук М,В. Ломоносов упорно боролся с иноземным засильем, старался избавить академию от тех иностранцев, которые были враждебно настроены к русскому народу, к русской культуре. Он страстно мечтал о русском университете, который был бы создан на демократической основе, со свободным доступом к высшему образованию всех слоев общества с русскими профессорами. Он считал, что университет этот должен быть образцом для всех будущих русских университетов, в возникновение которых он глубоко верил. Убедившись в том, что в Петербурге, поблизости с царским двором, где дела вершили невежественные царедворцы и недружелюбные иностранцы, настоящего русского университета создать нельзя, М. В. Ломоносов разработал план его учреждения в Москве. И вот в 1755 году Московский университет был открыт. Он действительно послужил и служит образцом для высших учебных заведений, и не только нашей страны, но и всего мира. Советский народ глубоко ценит культурное наследие прошлого и свято чтит всех, кто беззаветно служил своему народу, способствовал развитию и процветанию Отечества. И в первом ряду великих сынов России стоит имя великого ученого и горячего патриота М. В. Ломоносова. Д. ГОРДЕЕВ. Профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. На досуге Мят в 3 хода.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2