4 Аркадий Петрович Гайдар Страстная убежденность отли- (Голиков) жизнью творчеством чает высказывания Гайдара о оправдал свой псевдоним («гай- Родине, чести,смелости,правде, дар» по монгольски означает Глубоко раскрывает Гайдар «всадник, скачущий впереди»), психологию своих героев, их Все его творчество устремлено стремления, мысли, пережива- вперед, наполнено борьбой за ния. И несмотря на то, что грядущее «царство социализ- каждый герой отличается осо- ма». быми качествами характера, А. Гайдгр^родился 22 фев- всех их объединяет честность, раля 1904 г* в городе Льгове, трудолюбие, стремление к ге- Отсц его был учителем. роизму, глубокая любовь к РоСвою личную судьбу Гайдар дипо. считал : лишь «обыкновенной «Что такое счастье— это биографией в необыкновенное каждый понимал по-своему, время». В 13 лет он участник Но все вместе люди знали и революции, с оружием в руках помнили, что надо честно воевавший за Советскую власть, жить, много трудиться и Год спустя широкоплечий и крепко любить и беречь эту нс по годам рослый Гайдар огромную и счастливую землю, выдал себя за шестнадцати- которая зовется Советской летнего и ушел в Красную Ар- страной» («Чук и Гек»), мню, на фронт гражданской Сам Гайдар словно нрисутвойпы. В 1924 г. Гайдар из- ствует на страницах своих за перенесенной контузии был" книг, он помогает правильно зачислен в запас по должно- понять и оценить каждое жиз- стп командира полка и по со- непное событие. ^ нету командарма М. В. Фрун- В предвоенные годы Гайдар зе, сумевшего обнаружить в начал работать над серией нем талант писателя, занялся книг и сценариев о Тимуре литературной работой. («Тимур и его команда», «Вероятно потому, что в ар- «Клятва Тимура», «Комендант мни я был еще мальчишкой снежной крепости»). — говорит в своей автобиогра- Гайдар чутко понимал же- фии Гайдар,—мне захотелось лание ребят быть полезными рассказать новым мальчишкам Родине. В образе Тимура он и девчонкам, какая она была показал лучшие качества мо- жизнь, как оно все начина- лодого человека нашей эпохи, лось да как продолжалось...» Писатель обобщил те черты, Так появились первые повести которые он подметил в харак- А. Гайдара для детей «Р.В.С.» терах советских подростков, (1926) и «Школа» (1930). . и раскрыл их благор >диое В книгах Гайдара, как и в стремление помочь людям, произведениях Фурманова, Фа- Книга «Тимур и его коман- деева, Островского, революция, да» овеяла романтикой понсе- гражданская вПша, борьба за дневные дела ребят, соедини- соцналпзм изображаются как ла игру с трудом и вызвала школа восицтаийя молодого к жизни движение тимуров- поколшшя. цев. В каждом своем произволе- С самого начала Великой нии («Дальние страны», «Во- Отечественной войны Гайдар енная тайна», «Голубая чаш- уехал па фронт корроспонден- ка», «Судьба барабанщика» и том «Комсомольской правды», др.) писатель ведет откровен- Перед отъездом он написал ный и серьезный разговор о статью, в которой обращался самых важных вопросах жиз- ко всем детям. Писатель гони: о том, что такое счастье, ворил прямо и сурово о сущ- каким должен быть человек, пости героизма. «Грош цена КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУП, 27 октября 1961 года, № 129 ПИСАТЕЛЬ, БОЕЦ, БОЛЬШЕВИК К 20-летию со дня гибели писателя Аркадия Гайдара тому пылкому стратегу, который, стоя и тыкая иыльцем в карту, азартно и складно предрекает врагу погибель, взмахом руки окружает и уничтожает его полки и ди- 1шзип, а сам боится матереть мозоль на своей ладони, принести ведро воды, вымыть пол или выкоиать из грядок мешок картошки... Для победы нужны немалые усилия. Страна о вас всегда заботилась, она вас воспитывала, учила, ласкала и частенько даже баловала. Пришло время и вам не словами, а делом показывать, как вы ее цените, бережете и любите». На фронте Гайдар писал очерки о мужестве и стойкости советских людей («Мост», «Ракеты и гранаты», «Берись за оружие, комсомольское племя!»), а в очерке «Война и дети» рассказал об участии детей и подростков в борьбе с врагами, Часть, в которой был Гайдар,попола в окружение. Писатель отказался от возможности улететь на последнем самолете и остался пулеметчиком в партизанском отряде. 26 октября 1941 года Гайдар погиб в бзрьбе с фашистскими захватчиками. Детские писатели учатся у Аркадия Гайдара умению показать детям романтику и героику повседневной жизни, Произведения писателя стали любимыми книгами детой Советского Союза и многих других стран. Юные тимуровцы В небольшом помещении детской библиотеки собрался четвертый „б, класс средней школы .'Пока никто ничего не объявил, ребята дали волю своим чувствам. — Чук и Гек? Мне больше нравится „Военная тайна". — Что ты понимаешь?! — возмутился Володя Дубозик на Димку Сапету. Часть ребят поддержала Володю, часть—Диму. Но окончательно выяснить, кто же из них прав, не успели. Знакомый голос классного руководителя Любови Михайловной Степановой предупредил: — Сейчас с вами проведет беседу о детском писателе Аркадии Гайдаре библиотекарь Валентина Митрофановна Пищикова. ...Прошло двадцать минут. Интересно, увлекательно ведет разговор Валентина Митрофановна. И детям очень понятен писатель Гайдар, глубоко и трогательно передавший в многочисленных книгах ребячью психологию, неудержимое желание к познанию, к открытиям... Жана Щетинина Толя Лысков, Вова Гузеев, Катя Крепер с волнением вглядываются в черты м у жественного лица писателя, —то по-детски улыбающегося,то с упругой,железной складкой губ, с автоматом на груди. А Люда Загорулько и Таня Дюдя этим временем, слушая про Тимура и его команду, вспоминают Эми лию Васильевну Познякову. Когда бабушка Эмилия задетский больше из Аркадий Голиков (Гайдар) 1919 г. Любимый писатель В библиотеку зашел ученик 6 „а" класса железнодорожной школы Гена Рогожин. Между ним и заведующей библиотекой Екатериной Лукьяновной Устиновой завязывается разговор. —Гена, какой писатель тебе всех нравится? —Гайдар. —А что ты читал его произведений? —„Судьба барабанщика“ , „Военная тайна", „Тимур и его команда". . . —А „Р . В . С т о ж е читал? —Д а . Тогда я был еще маленький. Книга тоже маленькая, но хорошая. —А чем тебе нравится Гайдар? —Он пишет книги о р е бятах, они очень интересные. Мне надо прочесть остальные тома Гайдара. —А „Школу" читал? —Нет. —Записать тебе эту книгу? —Запишите. А в следующий раз я возьму второй том. сочинений Гайдара. болела, девочки навещали ее очень часто. Что делать? Э Т О Т В0П| о с для них был всегда ясен —помыть пол, принести воды, протопить печь, словом, помочь в различных домашних делах. И всему их учит Гайдар, Лю да так и сказала. — После его книг хочется и самому быть похожим на Чука и Гека, на Тимура и его друзей. Затем ребята слушают рассказы своего любимого писателя и тут же выражают желание, чтобы им хо телось прочитать. --Валентина Митрофановна,—обращается к библиотекарю Вова Уколов, читатель с четырехлетним стажем, хотя Вове всего одиннадцать лет.—Расскажите еще... — Еще, еще!!— подхватили остальные ребята. Им очень хочется больше узнать о том, кто написал для них эти чудесные книги, полные мужества, отваги и большой сыновьей любви к нашей Родине. П А СНИМ К Е : Валентина Пищикова проводит с ребятами беседу. Фото Н. Таежного. Редактор П. Я. ВЫЛЕГЖАНИН. Адрес редакции и типографии: город Карасук, ул. Котовского, 10. Телефон редакции и типографии №2—58. Заказ 045 Карасукская типография Тираж 2402
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2