15 октября 1961 года, № 124 КОЛЛЕК ТИВИЫЙ ТРУД 3 СТРАНИЦА ВЫХОДНОГО ДНЯ Осенний сон ^ КАПРИЗЫ ОСЕНИ Фотоэтюд Н. Р03Д0Р0ЖН0Г0. — ------------------------- Василий огляделся перед зеркалом, поправил закатившийся воротничек белой рубашки. Потом перевел взгляд на гуп тадж и— до чего смешно называют ин дийцы туфли . Дословно „ гуп та дж и “ обозначают лодки. И они действительно похожи на остроносые лодки, а н а г н е т с я— в смолистоянтарном лаке видишь, как в зеркале, себя. Подошла хозяйка. — М ож ет , п о еш ь ?— обратилась она к Василию. — Некогда, теть С и м а ,— ответил Василий скоро го воркой.—Н у я, пошел. Се годня картошка? Отлично. Поставьте в духовку , Темнело. Но и в на сту пающих сумерках вечера отчетливо различались сл е ды рыжеволосой осени.Возле соседского тополя, склонивш егося через оргаду , Василий остановился; на нем сиротинкой пошевеливался единственный листок . Бы л о очень трогательно: желтогорячий, скрученный, он, будто в наказание, при- природой был оставлен дольше своих собратьев. Но вдруг подул ветер. Ветка колы хнула сь и, словно миниатюрный параш ютик, тополиный лист упал рядом. Василий наклонился и у слы шал за спиной знакомый голос. — Здравствуй! — Перед ним стояли двое. — Рая ? Как ты здесь оказалась? — В ракете примчалась. — А это кто с тобой? — М уж , знакомься... Василий обмер от гнева. Та, которая ты сячу раз могла повторить „люблю11, теперь представляет его м у жу ... — Сейчас я вас обоих убью, — сраженный ревностью крикнул Василий. В глазах Раи появились слезы, только не обычные, а белые - белые... Василию стало стыдно за свои слова, и он посмотрел на тополиный лист. М оя последняя надежда, говорил его взгляд, моя у га сш ая любовь... Василий открыл глаза. Н и Раи, ни тополя не было. Сон как марево, поманил и исчез. Н о зато во дворе осень приподнесла сюрприз — снег, снег... Быстро одевшись, он поспешил к приснивш емуся тополю. Будто седобородый старик, склонился он под тяжестью налепившегося на листья снега. Василий потряс за ветку .Листья тотчас обнажились и будто говорили: „спа сибо1. Ещ е и еще. ...Вскоре на дереве не осталось от снега и следа. Не время тебе, матуш ка зима, живьем хоронить ры жеволосую осень. А на утро прохожие удивлялись. —Видали? Снег обошел дерево. — Никак , правда? И многие горожане останавливались около чудо-дерева. Василий был горд: на следующ ий день снег рас- стаял. Он первым освободил из плена золотую красавицу осень. Р . Николаев . К А Р А С У К Б-Жи-,ьц0“ Городок мой, степями сжатый, Не за славу и красоту Я люблю тебя нежно и свято, Как родную мать и мечту. Здесь два года учился я в школе, Здесь—товарищи и друзья, И отсюда ушла в раздолье Трудовая дорога моя. Беспокойная юность на радость Задержалась немного в тебе, С той поры мне другого не надо: Ты один лишь в моей судьбе. Я, конечно, ценю, нет спора, Городов великих красу. Каждый мне по-своему дорог, Но дороже ты, Карасук. Пусть немало здесь пыли и грязи, Не позванивает трамвай, Только, как говорят, не сразу Даже строилась и Москва. Знаю я: будут здесь когда-то Гастрономы, фонтаны, сад, Ведь не зря молодые ребята По утрам на работу спешат. Возвышаются остовы строек: Шум рабочий и гул, и стук. С поразительной быстротою Хорошеешь ты, Карасук. ------------- ---------- • Музыкальные знания кто На нем сверхмодная обнова, Он боек, франтоват на вид. Без друга, без семьи, без крова Легко по жизни вскач бежит. Он непокрытой гордо носит Копну нечесанных волос. Вид брюк...наружу пищу просит, И что ни слово, то вопрос. Он говорить стремится ново, Открывши сам в себе талант: Одно лишь только дайте слово, Я сделаю для вас роман! он?. Истративши бумаги груду, Изрек, непонятый людьми: Отныне говорить я буду С животными лишь да с детьми. Да, он завязывал романы, Наш современный Донжуан, Они полны коварств, обмана, Убитых чувств, сердечных ран... Не потому ли часто очень Его раскаянье грызет. Кто он? Назвать нетрудно. Впрочем, Пусть сам читатель назовет. Г. Кибенко. Нроект Программы Коммунистической партии. Целая глава специально посвящена идеологическим вопросам. О большой роли искусства в наше время здесь говорится широко и обстоятельно; и о важности эстетического восита- ния детей, об искусстве профессиональном и самодеятельном. Особенно это ярко подчеркнул композитор Дмитрий К а балевский в своей статье «Путь к большому искусству», напечатанной недавно в газете «Известия». «Из всего хода нашей жизни, ровно как из текста проекта новой Программы,— пишет он,— вытекает очень важный вывод: воспитание нового человека— это такая же важная задача в строительстве коммунизма, и от- ветственноеть за воспитание людей грядущего коммунистического общества не может быть возложена только на тех, кто является «воспитателем» по своей профессии. И как вывод: безусловно, никто не требует, чтобы, скажем, директор завода руководил музыкальным кружком, но он должен создать благоприятные условия для культурного развития рабочих и служащих, а не называть это дело «вторым», «не. моль уж важным». Гениальный создатель нашей партии В. И. Ленин любил искусство. Вспомним хотя бы его отношение к музыке. Сожалея, что он не научился играть на скрипке или рояле, вождь пролетариата на всю жизнь сохранил любовь к этому действительному искусству из искусств. А теперь давайте ближе коснемся музыки. Омлеодии Вспоминая какое-либо музыкальное произведение, мы прежде всего представляем себе его мелодию, выраженную в одном голосе. Мелодия почти всегда характеризует основное содержание произведения. Она, как и мысль в человеческой речи, логична и членораздельна. В ней мы можем найти деление на части, логически связанные между собой. Эти части называются мотивами или музыкальными фразами. Деление мелодии на музыкальные фразы особенно наглядно проявляется в песне, где текст и музыка имеют сходное строение, Попробуем проследить это на примере хорошо знакомой пам песни композитора Соловьева-Седого ^Подмосковные вечера». Не слышны в саду даже шорохи, Все здесь замерло до утра, Если б знали вы, как мне дороги Подмосковные вечера. Читая текст куплета песни, мы невольно вспоминаем его мелодию, конечно, не сразу всю, а по частям (фразам). Сначала фразу первой строки, затем— второй, третьей и, наконец, последней— четвертой. Как видите, текст и мелодия состоят из четырех фраз, составляющих одну мысль. Пропустите одну фразу и мысль эта станет разорва- ной, незавершенной. Давайте пропоем первые три строчки. Не слышны в саду даже шорохи, —для всех Все здесь замерло до утра. Если б знали вы, как мне дороги Теперь вы, наверное, почувствовали, как первые три фразы остались незавершенными. Вам хочется допеть куплет и завершить музыкальную мысль. И это естественно. Таким образом, мы уловили закономерность строения мелодии; первые три фразы (без четвертой, последней) имеют незавершенный характер и заключают в себе вопросительные элементы, или языком музыканта — вопросительные интонации. Последняя же фраза звучит законченно, она завершает музыкальную мысль, заложенную в предыдущих трех фразах. Чтобы познакомиться с различными вариантами членения мелодии, вспомните песню целинников; «Едут новоселы» Родыгина, народную песню «По долинам и по взгорьям», «Песню о Родине», «Широка страна моя родная» Дунаевского или знакомые вам инструментальные пьесы— «Полонез Огиньекого» «Танец маленьких лебедей» Чайковского. Умение определить строение мелодии и взаимосвязь между её частями— очень важное условие для сознательного восприятия музыки. Но одного этого недостаточно. Надо иметь ясное представление о выразительных средствах музыки. Вот об этом мы и поговорим в нашей следующей беседе. В. Васильев , преподаватель Керасукской музыкальной школы. --------— - — — ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Братское лоре, рождающееся на Ангаре, будет самым обширным из всех искусственных морей на земле. Его ширина достигнет 30 км, длина—625 км, средняя глубина—100 метров. При сильном ветре волны будут р а з гонятся до двух метров.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2