Коллективный труд, 1961, № 32

12 марта 1961 года, М83 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУА На сцене ,нашего народного театра идет премьера драмы Ю. Чепурина «Меч и звезды». ... Через девять лет после войны в город Н., возрожденный из руин, с дружеским визитом приехала немецкая делегация во главе с Бертой Броэль— инженером оптического завода. В город она попала fee случайно: здесь погиб её муж— так в свое время известила почта. Теперь : она должна взглянуть на те ме- • ста, где остался близкий человек. Горожане не обрадовались встрече с немцами: слишком глубоки и больны раны, нанесенные фашистами. Больше всех, кажется, горя у Варвары Петровны (артистка Л. Зор- -4^. ченко). Муж её умер от пыток на глазах у жителей города. У старшего сына Петра (артист В. Баган) зверски убиты жена и ребенок. У каждого советского человека есть счёт к захватчикам. — Однако «немцы всякие бывают»,— рассуждает знатный каменщик Панкрат Степанович, который также ненавидит захватчиков, но понимает, что немецкий народ не виноват в кровавых злодеяниях гитлеровцев. Только Сергей безумно рад приезду иностранцев"— ведь с ними его любимая,. Луиза— дочь Берты Броэль, которая спасла ему жизнь на немецкой земле. Он столько лет ждет её, надеется! Панкрату Степановичу— ближайшему другу семьи Варвары Петровны' — потребовалось пустить в ход все приемы дипломатии, чтобы убедить сначала Петра- самого непримири- мого, затем мать его, Варвару, гордую и неподкупную, сестру ПТуру, готовую вот-вот схватить 'ьза горло немецкую девушку, которая ко всему прочему «украла»ее брата. ... С первых минут приезда Берта и Луиза узнают, что Курт жив. Он пленен русскими при победоносном окончании войны и теперь своими руками устраняет разруху. Драма развертывается на фоне великолепной панорамы. На правом берегу реки полуразрушенное каменное здание напоминает о недавней войне. На левом, на фоне голубого неба, высятся многоэтажные корпуса домов, заводов. Внимание зрителей > ходе спектакля напряженное; каждое слово, каждое движение полны значимости. Стремительная и темпераментная Шура чем-то озабочена, куда- то спешит. Артистка Е.Л. Устинова наделяет свою героиню яркими, выразительными чертами. «Ей бы парнем быть»,— замечает мать. Да и профессия у нее «мужская»— шофер она. 'До смешного строптивая, она в то же время добрая и сердечная. Готова нивесть на что пойти, лишь бы помешать встрече брата Сергея с Луизой и помочь подруге Наде, горько страдающей от неразделенной любви к Сергею. И в то же время Шуру ошеломляет смерть Луизы, которую она только что ненавидела. Убедителен Сергей (артист Н. Зорченко). Строитель, будущий инженер, парень широкой русской натуры. Любовь его к Луизе чиста и крепка. Такой не обманет. Ирина Крицкая на сцене новенькая. Но первое выступление ее многообещающе. Ее Надя— простая и милая девушка. Горько плачет она, узнав, наконец, почему Сергей был молчалив при встрече с ней. «Так вот что значит безответная любовь!» Но девичья гордость не сломлена,и верится, что Надя еще узнает счастье. Привлекательна Берта Броэль (артистка 3. Чернышева). Тяжелые раздумья 'овладевают Бертой. Как встретят делегацию русские, настрадавшиеся от рук ее соотечественников? Вдруг неожиданно появляется советский офипер, майор Соколов (артист И. Вар- вянский) и сообщает, что муж ее жив и сейчас находится на первом этаже гостиницы и что при желании он может устроить им встречу. Встреча (М.Лукьянов Мать (Л. Зорченко) с Бертой (3. Чернышева). ,Л я Сергей (Н. Зорченко) и Нлеша (В. Бакал). Эта сцена трогательна: ошеломленная и все еще не верящая в действительность жена, радостная дочь в объятиях счастливого Курта, истосковавшегося в разлуке. Но какой-то миг— и яркие краски тускнеют: мать и дочь увидели, чго Кург совсем чужой.Он ненавидит русских,готов снова воевать, убивать. Берта глубоко несчастна. Это еще более осложняется необходимостью уберечь любовь дочери и русского парни, о бракосочетании которых Курт слышать не хочет. И. заметьте, как умело передает всю гамму чувств счоей героини Зинаида Степановна! Роль Курта исполняет А. Карлов. Он впервые на нашей сцене, но восхищает зрителя профессиональным мастерством. Ни одного лишнего жеста, ни одной неуместной интонации. Его Курт— матерый и 'коварный враг, с какими лицом к лицу встречались на фронте бывалые люди, о каких рассказано в печати.Чувство лютой ненависти не покидает зрителей к гестаповцу от начала и до конца представления. Немецкая пианистка Клара (артистка А. Чашина) обаятельна. От неё веет оптимизмом и радушием. Она, кажется, создана для того, чтобы доставлять радость другим. Журналистке Ментон в нье-, се отведено мало места. Но и* это немногое артистка Горохова использует умело, и у зрителя не остается сомнения, что это не кто иной,как представительница американской прессы. Член рабочей немецкой делегации Вилли немного перестарался, возмущаясь бесцеремонной навязчивостью американской журналистки. Но ееть основания надеяться, что молодой актер В.Набатов преодолеет шероховатости в дальнейшей работе над образами. Великолепна Луиза у М.Лукьяновой: юная, пылкая,нежная. Умело перевоплощается она в зависимости от обстоятельств: то влюбленная и мечтательная перед встречей и ири встрече с Сергеем, то наивная и нежная с отцом, то серьезная и сумрачная после первого знакомства с родными жениха. То, наконец, поняв всю тяжесть преступления палача- отца,- она не выдерживает, трагически умирает. Главному режиссеру С.Ф.Чер нышеву удалось успешно Курта (Я. Карлов) с дочерью а) и женой (3. Чернышева). осуществить постановку второй драмы (после «Дерзости»),Тема злободневная. Обмен дружескими визитами между Советским Союзом и иностранными государствами служит интересам ' укрепления мира, дружбы и взаимного понимания между народами. Только при анализе исполнительского мастерства критики порой впадают в крайность. Иным кажется почему-то, что каменщик Панкрат Степанович напоминает образ деда Сливы из «Стряпухи». Ничего подобного, никакого сходства- и ни в чем! Панкрат--совершенно новый образ в творчестве артиста Г. С. Бурматова. Иным показалось, что Алеша перекликается с Пчелкой из той же «Стряпухи». Другое дело, если Ю. Чепурин и А. Сафронов, работая над пьесами, создали схематичных героев, то артист Владимир Бакал здесь не причем. По согласитесь, что с появлением Алеши напряжение сменяется весельем. Это ли не мастерство? Творческий рост у всех наших артистов без исключени! разительно заметен. А драма «Меч п звезды» подняла их еще на одну ступеньку. М. Александрова. Панкрат Степанович (Г.Бурматов) и Петр ПЗ Баган! Ж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2