Коллективный труд, 1960 № 107

3 31 августа 1960 года, № 106 К О Л Л Е К Т И В Н Ы Й Т Р УД К шы п ф ^ллл^%ws^w^-vw ол пал заведующий районе т. Овдиенко. Перед учительством района тогда были поставлены большие з а ­ дачи по выполнению Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования. Нынче снова выступает этот же докладчик, по этому же вопросу. Но теперь он говорит уж е о том, какую работу проделала почти полутысячная армия учителей района за первый год по осу и: ествлению новых программ- Интересно было слушать о добрых д елах коллективе в Карасукской средней и начальной школ, Троицкой и Токаревской, Октябрьской и Морозовской, Благодатской и других, где творчес- ний огонек засветился с появлением Закона и разгорается ярче с каждым маленьким успехом. Первые, пусть небольшие шаги вперед по новому пути окрылили людей для дальнейших поисков новых форм и методов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Было о чем рассказать руководителям школ С. В. Володюшкину и М. П. Кайгородовой, В М. Кор- чун и К. П. Збарской, учителям Е. Г. Никитенко и В. И. Крупскому. И они охотно делились радостями достижений, в то же время оговаривались, что это только начало большого творческого пути в выполнении новых программ, что предстоит еще много и много работать, искать и не останавливаться на д о ­ стигнутом. Совещание носило деловой, самокритичный характер По заслугам досталось заведующему педка- бинетом т. Ковальчуку за то, что не организовал работу предметных секций, заставив учителей проводить целые дни в вынужденном безделье . Странным, если не более , показалось поведение работников райкома комсомола. Эти достопочтенные шефы пионерской организации д аж е не удостоили своим присутствием совещание. Учителя жда ­ ли от них ответов на волнующие вопросы: как стро ­ ить работу дружин и отрядов, что нового в работе по коммунистическому воспитанию детей. Ниже публикуются некоторые выступления на пленарной части учительского совещания. В прошлом году на августовском учительском совещании с докладом выстугОЛ творческой работы Из вь стуглення директора Кгрвсукской средней школы т. ВОЛОДЮШКИНЯ Прошлый учебный год был годом поисков новых методов и форм обучения. В самом начале мы решили один из девятых классов перевести на одиннадцатилетнюю, специализированную прогамму обучения. Учитывая наклонности учащихся и желания родителей, мы избрали четыре профиля. Одна группа мальчиков получила специальности механизаторов широкого профи ля, пять мальчиков другой группы, обучаясь на элеваторе, стали электриками. Часть девочек обучалась швейному делу при школе, другие девочки пожелали стать медицинскими работниками. Без трудностей не обошлось. Например, были прерваны занятия девочек при поликлинике. Но впоследствии мы добились разрешения продолжить начатое дело в предстоящем учебном году. В целом педагогический коллектив в течение1года работал творчески, считая главной задачей повышение эффективности урока. Паши методические объединения служили этой же цели— помочь учителю отойти от Старых методов ведения уроков. Однако полностью преодолеть всех недостатков нам еще не удалось— иначе не было бы второгодничества. Работа специализированных групп шла под неослабным рнимани* м педагогов и руководителей школы. Значит, в новом учебном году г]иступим к делу с новыми силами, (■ учетом прошлогодних ошибок/ / Ьмощь родителей неоценима Из выступления директора Морозовской школыТ. ЗБАРСКОЙ Родители могут оказать не рценимую помощь учителям в налаживании дисциплины и в улучшении успеваемости в школе. Наш коллектив, учитывая это, опирается в своей работе на родительскую общественность. Каждый месяц у нас по классам проводились роди тельские собрания. Проводили мы отдельно собрания родителей, чьи дети учатся только на четверки я пятерки. А потом собирали тех мамаш и папаш, у которых дети не успевают в учебе. Эта мера нам показалась наиболее эффективной. Придя домой, папаша II. выговаривает сыну: «Неужели еще придется попасть 'на та- ^ое же собрание, где только краснеешь за тебя!» Ясно,что вырабатывается обоюдное стремление у отца и сына впредь не попадать на «такое» собрание. В свою очередь учителя в течение года провели немало бесед и лекций для родителей на темы воспитания в семье. Пятница была единым днем, когда по местному радио читались лекции для родителей. Родительский комитет у нас стал инициативным органом: теперь уже родителей провинившегося ученика приглашал не директор школы, а председатель родительского комитета или его заместитель или шли на квартиру и там составляли разговор. Результаты такого взаимодействия учителей и родителей весьма благотворны. у ш ш , товарищи учителя! Без домашних заданий Из выступления завуча Карасукской начальной школы № 2 т. ДОНОВСКОЙ Прививаем прантичеенке навыки Из выступления директора Троицкой школы т. КОРЧУН Жизнь требует идти в ногу со всем новым. Поэтому коллектив нашей школы тщательно следит за новинками педагогической науки. Мысль о предметном преподавании в начальной школе мы обязательно обсудим в своем коллективе и, как мне кажется, товарищи воспримут ее положительно. В течение прошлую года, как и во всех школах, в нашей тоже учителя стремились но возможности теснее снизывать обучение о жизнью. В мастерской ребята ремонтпро вали и сами изготовляли инвентарь. А пришкольный участок служит средством у г ­ лубления знаний и практических навыков но сельскому хозяйству. Давно мы подружили с Новосибирским научно-исследовательским институтом, и эта дружба благотворна для нас. В нынешнем году, например, наши школьники вырастили 27 сортов кукурузы, следуя советам наших шефов. И сейчас ребята ведут практические работы на участке под руководством сотрудника института. А школы ый сад— это наша гордость. В нем много фруктовых деревьев и кустарников, увешанных зреющими плодами. В этом году мы расширили его на сто корней. Секции ничего е дали Из выступления учительницы Карасукской семилетней шко ­ лы № 2 т. НИКИТЕНКО Методический кабинет районе работает без плана. В первый день, работая в секции не более 20 минут, мы не получили ничего. ' Взять секцию пения. Собрались в ней учителя всех классов. Руководитель дает однокуплетную песенку для первоклассников. Слушают и ведут записи только учителя первых классов. Остальным же делать нечего. А разве нечем было занять людей? Почему бы не органи зовать изучение новых программ? А как бы интересно устроить обмен мнениями! Ведь целый год мы ждем августовского совещания.У каждого— радости успехов в работе по-новому, неудачи . и огорчения, планы на будущее. Заведующему педкабинетом рай- оно т. Ковальчуку следовало бы позаботиться обо всем этом.А он в ответ на наши замечания по работе секций иронически замечает: -—Вы устали, наверное?— ему и невдомек, что смеется над своей бездеятельностью. Очень удивило нас также молчание по вопросу о пионерской работе. Год тому назад мы ознакомились с новой программой и перед учительством поставили вопрос об активизации новых методов обучения. С чего мы начали? В журнале «Народное образование» появилась статья т. Москаленко о структуре урока.Про- читали, подумали— мысли очень хорошие. И решили спе- циально два раза в месяц собираться для глубокого изучения этой статьи и откликов на нее. В первых классах мы начали работать без домашних заданий. Это значит, учитель должен был так строить урок, чтобы ребенок, уходя ^домой, прочно знал ма^’риал.То есть, то, что предназначалось раньше для домашнего задания, теперь делалось в классе, в рамках сорока пяти минут. Изучая прежнюю схему ведения урока, я пришел к выводу, что ойа изжила себя. Ведь по одному и тому же образцу строились все уроки. Выходит, ученик шесть часов кряду слушает одно и то же. Если учителю за три часа надоедает однообразие, что же тогда сказать об ученике. Ясно, что его восприимчивость снижается. Настала необходимость найти новую форму построения уроков физики и химии. Надо максимально высвободить время для закрепления. Я решил за счет опроса и объяснения удлинить этап работы над новым материалом. Сначала ставлю эксперимент. Ребята следят за ходом его, а затем самостоятельно, а иногда с — За последние годы помощь школам со стороны районо ослабла. Писаревская начальная школа, например, закреплена за нашей, Токарев'кой. В первом полугодии побывать нам там не удалось. Сделали мы это в январе. И что же? Из девяти первоклассников только один мало-мальски читал, остальные ничему не были научены. Во втор м классе также отдельные ученики букв не знали. Учительница т.Кузнецова поурочные планы составляла не более одного раза в неделю, классный журнал не заполняла. Надо заметить, что и после Этот метод убедил нас, что дети получают более глубокие знания. Да это и понятно: теперь учитель вносит больше разнообразия в урок, больше дает практических работ.С другой стороны, учитель знает, кто из ребят лучше запомнил сказанное на уроке, у кого знания слабее, на кого следует обратить больше внимания. Впоследствии, к концу учебного года мы стали переносить новый метод во все классы. Отказались мы от уплотненного опроса (с карточками), отнимавшего много времени. Теперь у учителя появилась большая возможность для тренировочных работ. Итак, мы решили, что целесообразнее работать без домашних заданий. помощью учителя делают выводы. Закрепление ведется расширенное, включая самостоятельные работы над учебником или пособием. В ходе закрепления оцениваются знания нескольких учеников. Правда, здесь ослабевает контроль за знаниями учащихся. Поэтому я считаю, что опрос совсем исключать нельзя, он необходим по узловым вопросам темы. Домашнее задание ведется также расширенно, с объяснением, хотя, примерно, половина уроков проведена мною без домашних заданий.А экзамены показали, что такое построение уроков возможно по дисциплинам политехнического проверки указанные недостатки оставались. Зато перевод в конце учебного года сделан на... 105 процентов (?!) — Инспектирование Калачинской школы проводится обычно в мае,— сказала т.Захарчук.— А в течение всего учебного года мы никакой помощи от районо не получаем. О По- чпновской начальной школе, видимо, совсем забыли. А напрасно. На учительницу т.Грицаи поступает много жалоб от родителей, да и сами мы убеждаемся в ее плохой работе, когда в нашу семилетку прибывает пополнение из Починного, Старая система не приемлема Из выступления физика Карасукской средней школы т. КРУПСКОГО цикла. Несколько слов об инспектировании Лз выступлений директоров Токаревской школы т. БОЙКО и к"япяийигипи— т 4AYflP4VK

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2