Iwvwwwvyvw A / v v v v w v w i / v ^ » ^ j Постоянно совершенствовзть формы и методы обучения Важнейшим элементом перестройки работы школы является изменение форм и методов обучения. Сложившиеся за последние годы типы уроков имеют много недостатков, которые являются основной причиной низкой успеваемости. Многие педагогические коллективы в прошлом году основательно взялись за совершенствование урока. 7олчком к этому послужила напечатанная в журнале „Народное образование“ статья т. Москаленко „Как строить урок по- новому". После изучения ее последовали первые практические шаги. Много сделано коллективом Карасукской начальной школы № 2 (заведующая М. П. Кайгородова, завуч А. Д . Донов- ская). Сначала робко, начиная с первого, второго классов,, а к концу года, перейдя к четвертым классам, вели работу без домашних заданий и добились положительных результатов. Глубокие и прочные знания дают учителя начальных классов Р.П. СпесивцеваД. Г. Никитенко, А ,Н. Овчинникова и многие другие новаторы на поприще народного образования. Работая по новым программам, учителя начальных классов Хорошинской средней школы стремились связать материал каждого урока с жизнью. Дети составляли задачи по данным колхоза „40 лет Октября"; предварительно проводились экскурсии на животноводческую ферму. Второклассники сами определяли число коров, подсчитывали общий надой, сравнивали результаты работы передовой доярки Анны Ишмухомет (бывшей ученицы этой школы) с результатами труда ее подруг. В 5—10 классах семилетних и средних школ также заметны сдвиги в организации обучения. В Благодатской средней школе под руководством и при участии преподавателя 'физики А. А. Костикова ребята изготовили очень много ценных приборов. Учитель физики Карасукской средней школы В. И. Крупский добился такого положения, когда учащиеся прочно усваивали материал на уроках и здесь мх> получали оценки знаний. Много нового и полезного в работе выявилось у литераторов 3. П. Дерегнаной, К.П.ЗСареной, математиков С. П. Медведко, Р. К. Новиковой, Е. В. Дель и других. Успеваемость зависит от учителя, который является хозяином, положения в классе. 1 второгодничество свидетельствует о том, ч\то некоторые учителя не могут ^,.,,,пяп’тмя нестарых, застоявшихся форм обучения. Что же необходимо сделать в новом учебном году? Первое—это заново освежить знани в области педагогики, ознакомиться с трус ми по дидактике, углубиться в изучение детекч психологии. В центре внимания руководителей школ, педагогических коллективов и методгеских объединений должны быть дидактическшпринципы обучения. Д у х требовательности друг к другу, ответственность друг за друга Ьлжны жить в каждом коллективе. Сведения о ходе уборки зерновых и вспашке на 30 августа 1960 года 3 и о-: Колхозы и совхозы Им. Тельмана «■Маяк Ильича» «ВпереХ к коммун.» «40 лот Октября» Им. Куйбышева «Новая семья» Им. Жданощ^"-'" Итого '**** ^олхозям «Октябрь» р Студеновекр 1«ЯАОтаа р 1,0 Району fcf ‘ О сп О- С Ск « гSа. ^а (О Я * а 23,6 30.4 46.0 2 7> ' ттТ.6 19.5 16,8 25.0 СО 3а- £а V В а 360 2365 1045 4322 877 500 434 9903 о А О v s d 3 ^ 3 8 2 1 у ' 32,в 10111 :,0/2 20014 240 658 178 89? у 75 "200 2440 905 800 W42 2747 5187 83 693 48 289 26 250 1389 315 120 167 602 1991 Подобрано Поднято и обмолоче-: но зерновых зяби (га) (га) Пролетарии всех стран, соединяйтесьf fCbUudcmu£HsUi СРГЯН КЯГАСУКСКОГО РЯЙКОМЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПЯРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗЯ И РАЙОННОГО СОВЕТЯ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ш 108 ( 27)5:1 Среда, 5Т августа 1960 г. ТШГТГкопТ Выиграть время, сберечь урожай! Страда в разгаре В разгаре уборочная стр г да. Ни днем, ни m чью не умолкает гул моторов на полях артели „Новая семья*. Вот по овсяному нолю движутся два самоходных комбайна. Эго Павел Шнайдер и Геннадий Р и п с - тов работают на подборке овса. Вместо 12 га по норме они подбирают по 18— 19. У комбайнеров богатый на молот: овес дает по 18 д с гектара. На другом массиве косят в валки пшеницу лафетами. Тракторист Николай Шимолин с лафетчи- ком Василием Чичкановым ежедневно скашивают в полтора раза больше задания. Хороши успехи и у Александра ЭговаУ Он спаренным агрегатом жаток на „Беларуси* выкашивает ежедневно по 30 гектаров, ус певая делать прокосы для других жаток, Г. ЗТухамедчин. Широким фронтом О каждым днем растет число скошенных гектаров на пятой ферме совхоза им. Дзержинского. В валки <важно 315 гекта'ров пшеницы, 264 га овса и 230 га ячменя. Уборочные работы идут широким фронтом. Успешно ведут свал пшеницы лафетчики. По 25 гектаров в день скашивают Николай Алексеев с Василием Куксовым и братья Федор и Давид Краус.Комбайнеры Владимир Гельм и Иван Ченский с перевыполнением сменных норм ведут подборку валков.Они подо- брали 224 гектара хлебов. Шумно и на току. Нестройно грохочут сортировки, автопогрузчики, подрабатывая зерно. Отсюда оно идет в закрома Родины и складские помещения фермы. На приемные пунк ты уже отправлено 846 ц. П. Шеффер. Днем косит7ночью пашет Хороших показателей добивается на уборке урожая тракторист Гпь апий Воронов из колхоза им. Жданова. Днем он буксирует лафет, а ночью пашет зябь. За три смены он скосил в валки 38 гектаров пшеницы и вспахал 29 гектаров зяби. Лучше других ведет вспашку зяби вторая бригада. Вместо 100 га по заданию здесь вспахано 125. Образцово трудится на косовице хлебов комбайнер В. Сальников. На „С-6* он уже скосил 168 гектаров. На подборке валков Ф. Махлей и А. Матвеев ежедневно выполняют и перевыполняют нормы. Э. Каиерлог. П р о с т о и в ы г о д н о (Как мы переоборудовали комбайн „СК~3“ для косовицы зерновых культур в валки) В газетах«Сельская жизнь» и «Советская Сибирь» были опубликованы советы механизаторам, как переоборудовать самоходный комбайн «СК-3» для косовицы хлебов в валки. Б нашем совхозе им.Дзержинского решили применить эти советы у себя. Инженерно- технический состав совхоза совместно с механизаторами в центральной мастерской изготовили приспособления на первый комбайн, и мы нее убедились-, что переоборудовать «СК-3» для косовицы хлебов в валки не составляет больших трудностей и затрат денежных средств. Переоборудовать «СК-3» можно не только при наличии мастерской, а даже в обыкновенных полевых условиях, там, где есть простейшая кузница. На нашей шестой ферме тоже есть кузница, и мы, пользуясь ею, переоборудовали два «СК-3» для скашивания хлебов в валки. Б основном пользовались теми советами,какие давались в газетах, и кое-что умке делали по-своему. Взяли списанный лафет «ЖР-4,9», отсоединили лафет от хедера, а затем задний брус двухтаврового сечения укоротили на 240 мм. Подняли коробку хедера на 55 мм для того, чтобы на курбельный вал смонтировать полевой валик. Для того чтобы смонтировать полевой валик, надо расточить внутренний диаметр крестовины под 30 мм. Некоторые монтируют крестовину на шпонках, мы же приварили её к валу намертво, для большей прочности. Поперечный валик коробки поставили удлиненный. К раме хедера приварили кронштейн н поставили скользящий подшипник, затем соединили гуком с наклонной частью комбайна. Для того чтобы подвешать жатку на комбайн, приварили к задне- му брусу хедера кронштейны, в которые упираются штоки гидроподъемников. К продольным брусам жатки привариваются два угольника, к которым крепятся хомуты. Этими хомутами соединяются передние подвески комбайна. Затем нашли центр тяжести хедера и приварили на задний брус два угольника, которые соединяются с наклонной частью комбайна, и навесили хедер. Присоединение жатки «ЖР-4,9» к комбайну «СК-3» осуществляется путем её навешивания на наклонную часть комбайна, аналогично присоединению жатвенной части комбайна «СК-3». На выходе массы из полотна поставили козырек из жести для укладки валка. Затраты на изготовление деталей и переоборудование составляют не более 200 рублей. Однако экономический эффект от применения переоборудованных комбайнов значительный. Достаточно сказать, что высвобождается трактор, а его работа и оплата водителю экономит в смену около 40 рублей. Комбайн «СК-3» -работает на дешевом дизельном топливе. И главное, ускоряем косовицу хлебов в валки. Ж.Адыснаев, бригадир тракторно-полеводческой бригады шестой фермы совхоза им. Дзержинского.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ГI УД 31 августа 1960 года, № !06 призвал, чтобы имевшие место недостатки не повторились нынче. — В сентябре,— сказал он, — станция план погрузки зерна выполнила на 73 процента. Главная причина срыва госуХлебным маршрутам— зеленуюулицу Ширится фронт уборочных т. Лысенко и главному инже- щиты по размеру, что отни- работ в колхозах и совхозах неру т. Мотковскому следует мает по 10— 15 минут времо- района. На элеватор пошло позаботиться о расширении ни для подготовки каждого зерно нового урожая. Как луч- фронта разгрузочных работ. нагона. Из сказанного следу- ше управиться с поступающим ' ет вывод, что в простое вагохлебом, быстрее отгрузить Погрузо-разгрузочные работы нов повинны не только работ- его промышленным юродам у элеватора ведутся, пока ники хлебоприемного пункта, страны— этим вопросам было светло. Бывает, что поданные Экспедитор хлебоприемного посвящено подавно состояв- нами в 6— 7 часов вечера ва- пункта т. Черкашин сказал: шееся совместное совещание гоны под зерно не загружают- _ у нас всюду ведется работников железной дороги и гя в течение всей ночи. Стар- борьба*за экономию. Но работ- Карасукского хлебоприемного ший экспедитор пункта т. Гу- ники НТО станции, видимо, пункта. На совещании были лиев, отвечающий в свои сме- забывают об этом. Нередко к вскрыты недостатки в работе вы за этот важный участок нам поступают вагоны, у ко- обеих организаций и намече- работы, нередко бывает в не- торых люки без цапф. После ны конкретные мероприятия трезвом состоянии. загрузки таких вагонов через на период хлебопсргвозок и Плохо справляются со свои- неплотно зарытые люки про- обработки зерна в этом году, ми обязанностями сотрудники текает зерно. Хлебные щиты лаборатории. Вместо 30 ми- попадаются очень ветхие, не- Отаршии помощник начали- нут, предоставленных им на выдерживающие напора зерна пика станции Карасук-I т.Кис- проверку погружаемого зерна при погрузке, лидын сделал некоторый ана- и дачи качественных удосто- Старший весовщик станции лиз работы в прошлом году, верений, они затрачивают т. Борблик критиковал рукоиногда по несколько часов, водство погрузбюро железной Заместитель директора хле- дороги, боприемного пункта т. Бугаев рассказал об увеличении мощ- — В ночное время,— говорит ности элеваторов за счет ре- он,— у нас ведется работа по конструкции. оборудованию вагонов хлебными щитами. Чтобы успешно Он критиковал руководство справиться,требуется два груз- дарственпого задания была в железной дороги за несное- пика, но оставляют всегда том, что хлебоприемный пункт временное сообщение об имею- одного.Это отражается па под- вовремя но подготовил для щихся вагонах под погрузку готовке вагонов к погрузке к отправки зерно требуемой хлеба, а также за плохую ра- назначенному сроку, кондиции. боту маневрового паровоза. Инспектор Славгородского Плохо был организован вы- Тов. Бугаев заверил собрав- отделения железной дороги воз хлеба маршрутами. Мы шихся, что нынче хлебоприсм- т. Шавгенин в свое,м выступ- брали обязательство отправить ный пункт при содружестве в лении остановился на плохом таким способом 75 процентов работе с железнодорожниками состоянии подъездных путей урожая, а выполнили свое ре- имеет все возможности хоро- на территории хлебоприемного шение лишь на 27 процентов; шо провести обработку и вы- пункта, из намеченных 46 возку зерна нового -урожая. организовано и огпр; .,но u , v —Начальник МУ «Запсибвсего 19 Это отучилось пото- — Чтобы элеватор 3 хлебосгроя» т. Лаврентьевну' что у нас никтосерьезно Успешно спрйАлСя с отгруз- заявил он,-под руководством не занимался организацией кой зерна,— говорит начали- которого здесь ведутся строи- мчпшвутнпх поездов нюож- цеха хлебоприемного пунк тельные работы, не заботится няк на погнул,гу' черна пода- та т- Булеико, — нам нужно о правильном размещении при- пп ппибития рще две механизированных бывающих в их адрес разных вался по мере ею прты я грузов. В результате многие на станционные пути. Работники железной дороги подъездные железнодорожные Руководство хлебоприемно- еще недостаточно принимают пути сейчас приведены в та- го пункта явно недостаточно мер для быстрейшего продви- кое состояние, что по ним борется с простоями вагонов, жения вагонов с хлебом. Ма- нельзя пройти паровозу. За год простой каждого ваго- невровый паровоз станции На совещании выступил за,- на на подъездных путях к иногда по несколько часов меститель председателя рай элеваторам составляет в сред- стоит на подъездных путях исполкома т. Кашеваров. Он нем более одного часа против нашего элеватора Это меша- призвал собравшихся пред- нормы. Особенно плохо об- ет работе мотовоза пункта, ставителей двух организаций стоит дело с разгрузкой. Рас- ведущего передвижение ваго- к слаженной, дружной работе полагая всего двумя механи- нов. во имя единой важной цели зированнымп точками, пункт своевременной подработке хле может за сутки разгрузить Плохо заботятся железно- ба нового урожая и отправке лишь 10— 15 вагонов. Когда дорожники об оборудовании его государству, же весной этого 'года мы ста- вагонов хлебными щитами. ли подавать на разгрузку по Большинство щитов больше Участники совещания прп- 50— 60 вагонов зерна* в сут- стандартного размера, что не вяли повышенные оонзатель- ки то простои резко возрос- позволяет производить погруз- ства и вызвали насоревнова- т что" тормозило работу ку зерна в вагоны механизи- ние работников Купннского всей станции Это серьезный рованным способом. Это за- хлебоприемного пункта и же недостаток Директору пункта ставляет нас самих подгонять лезнодорожной станции.. Заготовишь на зиму корма-— молоко отправишь Родине сполна! ШЕФСКАЯ ПОМОЩЬ В создании сытой зимовки они проявляли исполнитель- скоту заинтересованы не толь- ность и дисциплинированность, ко труженики колхозов и сов- На 150 и более процентов вы- хозов* но и рабочие предприя- полнили нормы, тий г. Карасука. Ежегодно работники депо станции Кара- Вдвоем со стрелочницей сук-1 оказывают практичес- т - Трофименко отвозил силос кую помощь на заготовке кор на машине и я.^ На силос- мов и уборке урожая рабочим ном комбайне работал И. Гу- первой фермы совхоза «влетов с трактористом В.Тоим. Дзержинского. ропиным. Мы решили соревноНынче первыми изъявили ваться. Каждый работал за желание поехать на заготов- двоих, выполняя сменные за- ку кормов грузчик топлив- Дания на 170 200 процентов, ного склада Анатолий Кудрин Благодаря слаженности рабо- и дежурный кочегар Алексей чйх и шефов на ферме уже Веретельникон. Куда бы их заложено 1183 тонны силоса, ни послали, на любой работе Н. Терпигорьев. Скот может остаться без воды Рабочие пятой фермы сов- Все дворы оштукатурены, поч- хоза им. Дзержинского по-хо- ти все отремонтированы, зяйски готовятся к зиме.Мно- Однако сказать о том, что го внимания уделяют они на- у нас все благополучно на коплению грубых и сочных ферме, нельзя. Не так давно кормов. На 25 августа было произошел обвал бурового ко- заготовлено 9500 центнеров лодца, и сейчас скот поить сена и 1360 тонн силоса. Не негде. Если мы не отремонти- прокращаетсн эта работа и в Руел его до начала холодов, период уборки эдожая. Косить „*> 1 А J 1 „ м , печены водой в зимнее время. И стоговать судом ДО глуоо- Qg э т о м н а д 0 побеспокоиться кой осени. Не забыли и о жи- руководителям фермы и сов вотноводческих \ помещениях, хоза. Т.Ченский. Не верны своему слову Вступая во второй год се- дойки коровам дают зеленую милетки, колхозники артели подкормку, а здесь почему-то им. Тельмана выступили с обязательствами, в которых помечалось резкое увеличен»» жалеют корм. Нельзя сказать, что скот плохо пасут. Пастух А. И.Тапроизводд,.... vse И. про- радойный трудолюбивый радуктов животюводства госу- работник. Четырехлетний опыт дарству. Прошло 8 кесяцев, а репастьоы дал ему многое. — В низких надоях молока зультаты не 4дуют. На 1 ав- отчасти повинны сами доярки, густа продав государству — рассказывает он,— Не все только 3749 | молока. Обяза- они болеют душой за артель- тельетво колхзники не выпол- ные дела. Были случаи, когда нили и на Ырроцентов. Взять бригаду Порох и Данилевская не вы- к римеру первую даивали своих коров. Отдель- Зд1ь 230 коров, ные доярки коров своих доят Суточный наой• составляет по два, а то даже и по одноне более шеш литров от кс- ровы. Да отч’о п быть полому разу в сутки. Проследить за этим входит ку, если за е лето коровам в обязанности зоотехника, но не давали цкормку, не ис пользовали тгектара зелено Сталинская область. Хороший урожай озимой пшеницы вь,растили тру женики сельского х о з я й ства области. По предварительным данным он составит 30-35 центнеров с гектара. Коляозы и совхозы ведут жатву хлебов. ИА СНИМИТЕ: раядсльпая уборка ови ион имени,- цы в колхозе »Родина‘ Новойэовского района. Фото П. Катке ля. Фотохрони ка ТАСС. \ -vVVVVVVVV yA (VV yVVVV редко бывает на ферме т. Си- , ... ротинский. Беспомощность в го конвейера! ведь обяза- своей работе проявляют ветра- тельствами ^усматривалось ботинки тт. Гусева и Кругляк, увеличение 'яных трав до Не всё ладно и с водопоем. 1870 гектар. Немалая часть Плохо подвозится вода на отиз которых мелась в виду Jля скармлания на корню. даленные выпаса. Не занимаются здесь улучшением пород- Здесь всеенот на скудные ности стада. Вместо искус- пастбища. h i во время цве- ственного осеменения держат тения трав линии суточный в табуне производителя. Все эти недостатки и привели к тому, что колхоз весь год замыкает районные сводки по производству молока. *». Григорьев. надой по к озу не доходил и до 9 литр на корову. Сейчас д(ый гурт ‘ пасется на отавбо все' равно надои низкие, дрких хозяйствах за чава до\начала И ^ п а в л е н и е . К о л л е к - В номере 1 газеты " м р^аюро РК КПСС и /нсполкои 8 опубликованном ^ дё^вляю^-ТАФЕТУ исполкома рано ^ ^ К .«Гд„ис„ колхо- >КПСС ..О мер фсрмой, о ,еЛе»«чдои колхоза, материального поощрения ^ о б к о м у ^ р,_ байновых arp-атов оШИбка. кому, р бм0лот хлеб испол стов жаток4 дпущена н • совИцу » 0 '« коПоследний абац поста оне> Ч* следует читать тивный труд “а о п уО л и -" -йсо . на ббг-явл, постановлени] вета и бюро Р
3 31 августа 1960 года, № 106 К О Л Л Е К Т И В Н Ы Й Т Р УД К шы п ф ^ллл^%ws^w^-vw ол пал заведующий районе т. Овдиенко. Перед учительством района тогда были поставлены большие з а дачи по выполнению Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования. Нынче снова выступает этот же докладчик, по этому же вопросу. Но теперь он говорит уж е о том, какую работу проделала почти полутысячная армия учителей района за первый год по осу и: ествлению новых программ- Интересно было слушать о добрых д елах коллективе в Карасукской средней и начальной школ, Троицкой и Токаревской, Октябрьской и Морозовской, Благодатской и других, где творчес- ний огонек засветился с появлением Закона и разгорается ярче с каждым маленьким успехом. Первые, пусть небольшие шаги вперед по новому пути окрылили людей для дальнейших поисков новых форм и методов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Было о чем рассказать руководителям школ С. В. Володюшкину и М. П. Кайгородовой, В М. Кор- чун и К. П. Збарской, учителям Е. Г. Никитенко и В. И. Крупскому. И они охотно делились радостями достижений, в то же время оговаривались, что это только начало большого творческого пути в выполнении новых программ, что предстоит еще много и много работать, искать и не останавливаться на д о стигнутом. Совещание носило деловой, самокритичный характер По заслугам досталось заведующему педка- бинетом т. Ковальчуку за то, что не организовал работу предметных секций, заставив учителей проводить целые дни в вынужденном безделье . Странным, если не более , показалось поведение работников райкома комсомола. Эти достопочтенные шефы пионерской организации д аж е не удостоили своим присутствием совещание. Учителя жда ли от них ответов на волнующие вопросы: как стро ить работу дружин и отрядов, что нового в работе по коммунистическому воспитанию детей. Ниже публикуются некоторые выступления на пленарной части учительского совещания. В прошлом году на августовском учительском совещании с докладом выстугОЛ творческой работы Из вь стуглення директора Кгрвсукской средней школы т. ВОЛОДЮШКИНЯ Прошлый учебный год был годом поисков новых методов и форм обучения. В самом начале мы решили один из девятых классов перевести на одиннадцатилетнюю, специализированную прогамму обучения. Учитывая наклонности учащихся и желания родителей, мы избрали четыре профиля. Одна группа мальчиков получила специальности механизаторов широкого профи ля, пять мальчиков другой группы, обучаясь на элеваторе, стали электриками. Часть девочек обучалась швейному делу при школе, другие девочки пожелали стать медицинскими работниками. Без трудностей не обошлось. Например, были прерваны занятия девочек при поликлинике. Но впоследствии мы добились разрешения продолжить начатое дело в предстоящем учебном году. В целом педагогический коллектив в течение1года работал творчески, считая главной задачей повышение эффективности урока. Паши методические объединения служили этой же цели— помочь учителю отойти от Старых методов ведения уроков. Однако полностью преодолеть всех недостатков нам еще не удалось— иначе не было бы второгодничества. Работа специализированных групп шла под неослабным рнимани* м педагогов и руководителей школы. Значит, в новом учебном году г]иступим к делу с новыми силами, (■ учетом прошлогодних ошибок/ / Ьмощь родителей неоценима Из выступления директора Морозовской школыТ. ЗБАРСКОЙ Родители могут оказать не рценимую помощь учителям в налаживании дисциплины и в улучшении успеваемости в школе. Наш коллектив, учитывая это, опирается в своей работе на родительскую общественность. Каждый месяц у нас по классам проводились роди тельские собрания. Проводили мы отдельно собрания родителей, чьи дети учатся только на четверки я пятерки. А потом собирали тех мамаш и папаш, у которых дети не успевают в учебе. Эта мера нам показалась наиболее эффективной. Придя домой, папаша II. выговаривает сыну: «Неужели еще придется попасть 'на та- ^ое же собрание, где только краснеешь за тебя!» Ясно,что вырабатывается обоюдное стремление у отца и сына впредь не попадать на «такое» собрание. В свою очередь учителя в течение года провели немало бесед и лекций для родителей на темы воспитания в семье. Пятница была единым днем, когда по местному радио читались лекции для родителей. Родительский комитет у нас стал инициативным органом: теперь уже родителей провинившегося ученика приглашал не директор школы, а председатель родительского комитета или его заместитель или шли на квартиру и там составляли разговор. Результаты такого взаимодействия учителей и родителей весьма благотворны. у ш ш , товарищи учителя! Без домашних заданий Из выступления завуча Карасукской начальной школы № 2 т. ДОНОВСКОЙ Прививаем прантичеенке навыки Из выступления директора Троицкой школы т. КОРЧУН Жизнь требует идти в ногу со всем новым. Поэтому коллектив нашей школы тщательно следит за новинками педагогической науки. Мысль о предметном преподавании в начальной школе мы обязательно обсудим в своем коллективе и, как мне кажется, товарищи воспримут ее положительно. В течение прошлую года, как и во всех школах, в нашей тоже учителя стремились но возможности теснее снизывать обучение о жизнью. В мастерской ребята ремонтпро вали и сами изготовляли инвентарь. А пришкольный участок служит средством у г лубления знаний и практических навыков но сельскому хозяйству. Давно мы подружили с Новосибирским научно-исследовательским институтом, и эта дружба благотворна для нас. В нынешнем году, например, наши школьники вырастили 27 сортов кукурузы, следуя советам наших шефов. И сейчас ребята ведут практические работы на участке под руководством сотрудника института. А школы ый сад— это наша гордость. В нем много фруктовых деревьев и кустарников, увешанных зреющими плодами. В этом году мы расширили его на сто корней. Секции ничего е дали Из выступления учительницы Карасукской семилетней шко лы № 2 т. НИКИТЕНКО Методический кабинет районе работает без плана. В первый день, работая в секции не более 20 минут, мы не получили ничего. ' Взять секцию пения. Собрались в ней учителя всех классов. Руководитель дает однокуплетную песенку для первоклассников. Слушают и ведут записи только учителя первых классов. Остальным же делать нечего. А разве нечем было занять людей? Почему бы не органи зовать изучение новых программ? А как бы интересно устроить обмен мнениями! Ведь целый год мы ждем августовского совещания.У каждого— радости успехов в работе по-новому, неудачи . и огорчения, планы на будущее. Заведующему педкабинетом рай- оно т. Ковальчуку следовало бы позаботиться обо всем этом.А он в ответ на наши замечания по работе секций иронически замечает: -—Вы устали, наверное?— ему и невдомек, что смеется над своей бездеятельностью. Очень удивило нас также молчание по вопросу о пионерской работе. Год тому назад мы ознакомились с новой программой и перед учительством поставили вопрос об активизации новых методов обучения. С чего мы начали? В журнале «Народное образование» появилась статья т. Москаленко о структуре урока.Про- читали, подумали— мысли очень хорошие. И решили спе- циально два раза в месяц собираться для глубокого изучения этой статьи и откликов на нее. В первых классах мы начали работать без домашних заданий. Это значит, учитель должен был так строить урок, чтобы ребенок, уходя ^домой, прочно знал ма^’риал.То есть, то, что предназначалось раньше для домашнего задания, теперь делалось в классе, в рамках сорока пяти минут. Изучая прежнюю схему ведения урока, я пришел к выводу, что ойа изжила себя. Ведь по одному и тому же образцу строились все уроки. Выходит, ученик шесть часов кряду слушает одно и то же. Если учителю за три часа надоедает однообразие, что же тогда сказать об ученике. Ясно, что его восприимчивость снижается. Настала необходимость найти новую форму построения уроков физики и химии. Надо максимально высвободить время для закрепления. Я решил за счет опроса и объяснения удлинить этап работы над новым материалом. Сначала ставлю эксперимент. Ребята следят за ходом его, а затем самостоятельно, а иногда с — За последние годы помощь школам со стороны районо ослабла. Писаревская начальная школа, например, закреплена за нашей, Токарев'кой. В первом полугодии побывать нам там не удалось. Сделали мы это в январе. И что же? Из девяти первоклассников только один мало-мальски читал, остальные ничему не были научены. Во втор м классе также отдельные ученики букв не знали. Учительница т.Кузнецова поурочные планы составляла не более одного раза в неделю, классный журнал не заполняла. Надо заметить, что и после Этот метод убедил нас, что дети получают более глубокие знания. Да это и понятно: теперь учитель вносит больше разнообразия в урок, больше дает практических работ.С другой стороны, учитель знает, кто из ребят лучше запомнил сказанное на уроке, у кого знания слабее, на кого следует обратить больше внимания. Впоследствии, к концу учебного года мы стали переносить новый метод во все классы. Отказались мы от уплотненного опроса (с карточками), отнимавшего много времени. Теперь у учителя появилась большая возможность для тренировочных работ. Итак, мы решили, что целесообразнее работать без домашних заданий. помощью учителя делают выводы. Закрепление ведется расширенное, включая самостоятельные работы над учебником или пособием. В ходе закрепления оцениваются знания нескольких учеников. Правда, здесь ослабевает контроль за знаниями учащихся. Поэтому я считаю, что опрос совсем исключать нельзя, он необходим по узловым вопросам темы. Домашнее задание ведется также расширенно, с объяснением, хотя, примерно, половина уроков проведена мною без домашних заданий.А экзамены показали, что такое построение уроков возможно по дисциплинам политехнического проверки указанные недостатки оставались. Зато перевод в конце учебного года сделан на... 105 процентов (?!) — Инспектирование Калачинской школы проводится обычно в мае,— сказала т.Захарчук.— А в течение всего учебного года мы никакой помощи от районо не получаем. О По- чпновской начальной школе, видимо, совсем забыли. А напрасно. На учительницу т.Грицаи поступает много жалоб от родителей, да и сами мы убеждаемся в ее плохой работе, когда в нашу семилетку прибывает пополнение из Починного, Старая система не приемлема Из выступления физика Карасукской средней школы т. КРУПСКОГО цикла. Несколько слов об инспектировании Лз выступлений директоров Токаревской школы т. БОЙКО и к"япяийигипи— т 4AYflP4VK
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2