Коллективный труд, 1960, № 49

20 апреля 1960 года, № 49 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД я ■ЯЯЯЯ55Р Ниеъл&а' В Ч Е С Т Ь С Л А В Н О Г О Ю Б И Л Е Я Роль учителя биологии воспитании детей Приближается 90-летие со ‘дня рождения Владимира Ильича Ленина. Как большой праздник готовятся отметить эту дату юные ленинцы. Еще полмесяца назад мы написали для наших маленьких читателей плакаты: «Великий друг ребят» и «Великий, близкий и простой». Оформили книжные выставки «Как вождь великий жил», «Наш дорогой Ильич» и «Ленин и теперь живее всех живых», которыми наглядно пропагандируем лучшую детскую литературу о В. И. Ленине. В сделанном недавно альбоме „Семья Ульяновых" подробно рассказывается о детстве Владимира Ильича. Юные читатели особенно следят в эти дни за публикуемыми в „Пионерской правде" и других газетах материалами о делах пионерских дружин в честь славной годовщины. Большую помощь в этом пионерам оказывает сделанная нами папка газетных вырезок „Имя Ленина в сердце каждом". Работники библиотеки проводят беседы на абонементе и рекомендуют читателям книги о В. И. Ленине, ежедневно проводят громкие читки книг и отдельных статей из детских журналов. Интерес у детей к произведениям о В. И. Ленине заметно возрос. Только около 300 книг, не считая отдельных рассказов, об Ильиче было выдано библиотекой в последнее время. Т. Базовкина, работник детской библиотеки. Шахамтынй чемпионат области Более двух недель длился шахматный чемпионат на первенство области. В нем приняли участие ведущие мастера страны чемпион РСФСР А. Лутиков и Н, Крогиус, 4 кандидата в мастера и 8 сильнейших перворазрядников. Как и следовало ожидать, в ходе турнира выявилось превосходство мастеров. Н. Крогиус „обошел" чемпиона федерации и занял первое место, набрав 12 очков из 13. В игре мастера А. Лутикова наблюдалась некоторая легковесность,что отразилось на результатах— от нового чемпиона области он отстал на 2 очка. Отсутствие тренировок и длите.' ьный отрыв от уча стия в крупных соревнованиях сказались на игре чемпиона Карасукского района сильного перворазрядника А. Васильева, участвовавшего в чемпионате. Неудачно выступил он в начале турнира. В первых пяти партиях А. Васильев получал хорошие позиции, но систематически попадал в цейтноты и смазывал все успехи. В результате—два поражения, три ничьих и ни одной победы. Но затем наступил перелом, и наш чемпион выиграл сряду 5 партий, причем у главных нретендентов. В 12 туре А. Васильеву удалось победить мастера Лутикова, что обеспечило ему после ничьей с Трибу- шевским выполнить норму для присвоения звания „кандидат в мастера". Он занял в чемпионате пятое место. А. Игнатьев. в эстетическом Составной частью коммунистического воспитания школьников является эстетическое воспитание, направленное на развитие у них способности воспринимать, чувствовать, понимать и оценивать красоту окружающей действительности— в природе и искусстве, в труде и общественной жизни. Успешное воспитание чувства прекрасного, привлечение детей к активной деятельности в создании прекрасного обуславливается согласованностью действий учительского коллектива и всей учебно-воспитательной работы в школе. Большая роль в эстетическом воспитании школьников принадлежит учителю биологии,который располагает такими общедоступными и богатыми средствами воздействия на детей, как многообразие форм и красок живой природы. В настоящее время школьники в большей степени включаются в общественнопроизводительный труд. Очень важно организовать его так, чтобы, выполняя ту или иную работу в коллективе, они постоянно ощущали чувство радостной приподнятости, глубокого удовлетворения сделанным и явно осознавали необходимость своего труда. В этом заключается своеобразие эстетики труда. Учитель должен уметь зажечь детский коллектив и повести его за собой. Поэтому личный пример учителя в работе— большое дело. Кроме того, важно, чтобы в коллективе, большом или малом, все время поддерживался здоровый дух соревнования. В связи с трудовыми делами школьников нельзя не обращать внимания на варварское отношение некоторых из них к зеленым насаждениям. Сломать верхушку, вырвать с корнем молодое деревце —ничего не стоит для некоторых из них. Вот тут и нужна большая воспитательная работа учителя. Ведь не случайно так медленно осуществляется озеленение наших сел. Ежегодно школьники проводят большую работу по озеленению улиц, а зелени пока еще мало, потому что находятся такие „удальцы", которым ничего не стоит уничтожить растение. Говоря о роли природы в эстетическом воспитании детей, нужно предъявлять серьезные требования и к ним. Нельзя мириться с таким положением, когда вокруг не видно зелени, цветников. Любовь, привитая учащимся Троицкой восьмилетней школы к растениям, положительно отразилась на облике не только школы, но и всего села. Наша школа со всех сторон- окружена зеленью. Здесь много акации, клена,тополя. Все это сильно разрослось, и образовались красивые аллеи, тенистые уголки. В селе возле домов—садики, цветы. Много цветочных семян, черенков декоративных деревьев, ягодников распространяет школа среди населения. Особенно многое сделано в этом направлении весной и осенью минувшего года. Мы раздали бесчисленное множество корней клена, которые выращены учениками на пришкольном участке из семян. Так, по мере своих сил ребята вырастили богатый фруктовый сад при школе на полутора гектарах. При неослабном внимании учительского коллектива дети нашей школы умножают богатства природы, привыкают делать жизнь более красивой и радостной. Л. Сырикова, биолог Троицкой школы. ПО СЛЕДАМ НАШИХ БЫСТУГ1ЛЕНИЙ Почему закрыт отдел ..Вещи на прокат ? На письмо Г1.Малеванного,опубликованное под таким заголовком в 36 номере .Коллективного труда", председатель правления райпотребсоюза т. Таранов сообщил редакции, что факты, изложенные в нем, подтвердились. Отдел „Вещи на прокат* при культмаге был закрыт по решению правления потребсоюза с ..Директор настоял на своем Техничка Нестеровской восьмилетней школы В. Быховая в письме, напечатанном пол таким заголовком в нашей газете за 27 марта, жаловалась на неправильное увольнение ее с работы директором школы И. Бондаревским. Как ответил редакции председатель райкома профсоюза работников просвещения Я. Мурашов, факты письма при проверке подтвердились. Вопрос этот обсуждался на заседании местного коцелью перевода его в промкомбинат РПС. Однако по вине директора промкомбината т. Матевось- яна, открытие его затянулось, за что он строго предупрежден. В настоящее время отдел выдачи вещей на прокат работает при мастерской промкомбината по ремонту радиоприемников, швейных машин и домашнего инвентаря. митета школы, где было установлено, что освобождение В. Быхо- вой от работы противоречит трудовому законодательству, так как о недобросовестном исполнении обязанаостей техничкой в приказах не отмечалось. Поэтому тов. Быховая с 6 апреля восстановлена на работе с оплатой вынужденного двадцати- дневного прогула.Директор И.Бон- даревский предупрежден о недопущении впредь подобных случаев. „Маяк Ильича" в оставшиеся дни до весеннего сева необходимо закончить сортировку семян и повторную очистку некондиционных семян по сорнякам. Обязательным приемом подготовки семян яровых к посеву является протравливание ядохимикатами против твердой головни. Химическое протравливание семян бывает влажное, полусухое и сухое. Влажным протравливанием обеззараживают семена пшеницы, ячменя, овса и проса от твердой головни, а также семена свеклы и овощных культур, для чего разводят одну часть 40 проц. формалина в 300 частях воды, выдерживают в растворе от 3 до 5 минут, а затем томят под брезентом или мешковиной в течение двух часов. После протравливания семена рассыпают в тени и просушивают. Высев производится за 2—3 дня до посева. При полусухом протравливании семена обрабатываются более крепким раствором формалина (1 литр 40 проц. формалина на 80 литров воды). Затем в течение четырех часов семена томят в кучах под брезентом или пологом. Полусухим способом протравливаются только пленчатые. Семена голозерных таким способом протравливать нельзя, так как он сильно снижает всхожесть. Полусухое протравливание проводят не раньше чем за 5 дней до посева. Сухое протравливание проводят порошковидными ядами— НИУИФ 2 (гранозан) и АБ. Этот способ протравливания более распространен. Он прощен удобнее, чем влажное протравливание и не требует просушки семян. Наилучшим протравителем является гранозан. Им протравливают семена пшеницы, ячменя, овса и проса про-; тив твердой (каменной) ro-W ловни. Применяют гранозан и против других болезней, в том числе— болезней кукурузы и льна. Протравливание гранозаном повышает, кроме того, всхожесть семян и улучшает развитие растений, что увеличивает урожай. На протравливание одной тонны семян требуется гранозана для пшеницы, проса и кукурузы 1 кг, для ячменя и подсолнечника 1,5 кг, для свеклы и сои 5 кг. Протравливают нормальной влажности семена гранозаном за 2—3 месяца до посева. Протравитель АБ применяют против твердой головни пшеницы. На 1 тонну семян расходуют 2 кг яда. Протравливать можно за 5—6 месяцев до посева. Если участок, на котором предполагается высев той или другой партии семян, заражен проволочником, то для защиты всходов зерновых от проволочника необходимо опудрить семена 12-процентным дустом гексахлорана при дозировке дуста 10 кг на тонну зерна. Семена опудриваются перед посевом после протравливания препаратом АБ или гранозаном. При работе с ядами как с АБ, гранозаном и особенно гексахлораном необходимо соблюдать соответствующие меры предосторожности: рабочих надо снабдить спецодеждой, респираторами или марлевыми повязками с ватной прокладкой,защитными очками. Воздушно-тепловой и солнечно-тепловой обогрев полезен как для семян, имеющих нормальную (кондицию) всхожесть, также и для семян жизнеспособных, но имеющих пониженную всхожесть. Практика показала, что во всех случаях всхожесть и энергия прорастания их при этом заметно повышаются, всходы получаются более дружные и полные, и из них развиваются сильные растения, урожай повышается. Особенно благоприятным для получения дружных всходов, более интенсивного кущения хлебов, а также углубления узла кущения является применение солнечно-теплового обогрева семян. Для лучшей организации такого обогрева в наших условиях есть необходимость оборудовать площадки возле складов, на токах и у полос с тем, чтобы с наступлением солнечных теплых дней семена можно было выгрузить и рассыпать 25—30 сантиметровым слоем и не менее 5—6 дней обогревать, периодически их перелопачивая. Этот прием очень важен, его следует применять во всех хозяйствах и в первую очередь с семенами пониженной всхожести. Н. Ханко, гл. агроном райсельхозинспекции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2