22 января 1960 года, № 10 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3 Письма в редакцию Новапяостановка народного театра ДОСРОЧНО В ответ на постановление декабрьского Пленума ЦК КПСС по дальнейшему развитию сельского хазяйства в нашей стране многие рабочие и служащие пятой- фермы совхоза имени Дзержинского досрочно, в первом квартале, рассчитываются с государством по сельхозналогу и самообложению за весь нынешний год. Уже полностью рассчитались ’ рабочий Тимофей Чен- ский, пенсионер Василий Иванович Данько, заведующий клубом Тимофей Евсю- ков и другие. 3. Макеева. председатель Троицкого сельского Совета. Нонцерт понравился W „Сегодня концерт самодеятельности. kПриходите отдохнуть",—гласит афиша. Этой приятной неожиданности радовались многие жители Черной Курьи: не часто бывают здесь концерты участников художественной самодеятельности. Небольшой зал сельского клуба в этот вечер был переполнен зрителями: каждому хотелось посмотреть самодеятельность своих односельчан. Концерт оказался интересным. С большим успехом прошло первое отделение. Особенно понравились зрителям вокальные выступле- ш ^ В . Безгубова, 3. Сухо- б>^Ьй, Р. Кайгородовой, которые исполнили лирические песни и задорные частушки. Оживленно было в зале, когда на сцене появлялся конферансье Николай Телепнев. Его меткие пародийные песенки, острые эпиграммы зрители всякий раз встречали дружными аплодисментами. Не плохо прошла и^вто- рая часть концёрта.“Н. Телепнев удачно выступил с обширной программой иллюзий и манипуляций. Несмотря на некоторые недостатки в исполнении отдельных номеров и малое количество участников, концерт понравился колхозникам. Однако многие зрители вслух высказывали свое недовольство тем, что участниками самодеятельности явились члены только второй бригады колхоза „Новая семья“.А в первой бригаде, где втрое больше молодежи и к тому же имеется хороший клуб, молодежь не принимает участия в самодеятельности. Даже заведующая клубом А. Крылова и библиотекарь Л. Есипова, которые должны быть застрельщиками самодеятельности на селе, отстранились от этого хорошего дела. Г. Марков. технической базы и теперь осуществляется задача завершения строительства социализма. В лагере социализма происходит общий подъем, что дает возможность ранее отсталым странам, опираясь на поддержку передовых, используя их опыт, развиваться быстрее, более высокими темпами, чем мировая социалистическая система в целом. И это служит надежной гарантией выравнивания общей линии Экономического развития всех братских стран. Переходить в высшую стадию коммунистического общества они будут более или менее одновременно. Строительство социализма и создание необходимых предпосылок для перехода к коммунизму—это не только высокие темпы экономического развития. Это—невиданный ранее, расцвет культуры во всех странах социализма. Это—рождение и формирование нового человека, свободного от пут капитализма, от его традиций и привычек. Это—неуклонное укрепление морально-политического единства братских народов, и» тесное сплочение вокруг коммунистических и рабочих партий, Для всех стран, идущих по пути социализма и коммунизма, характерно неуклонное повышение руководящей роли марксистско-ленинских партий, развитие социалистической демократии, привлечение все более широких масс трудящихся к общественной жизни, к управлению делами государства. Коммунизм все глубже проникает в сознание людей. Он стал ведущей силой современности. Замечательные победы народов Советского Союза, всех стран "социалистического лагеря служат ярчайшим подтверждением правильности ленинских слов о том, что коммунизм вырастает решительно из всех сторон общественной жизни. „Солнце, поднимаясь в зенит, проникает своими лучами всюду, —говорил товарищ Н. С. Хрущев,—Так и коммунизм, восход которого начался'в Советской стране, теперь поднимается в зенит— Советский Союз и другие социалистические страны уверенно идут по пути строительства социализма и коммунизма". В. Кирсанов. „Дерзость", „Кому улыбаются боги", „О русской душе"—все эти названия одинаково подходящи для пьесы И. Русого, которую на днях показали нам артисты Карасукского народного театра (постановка С. Ф. Чернышева, художник Г. С. Бурматов). Пьеса воскрешает в нашей памяти суровые дни Отечественной войны, работу людей „дерзкой" профессии-разведчиков. Опытный немецкий разведчик Вальтер, для которого разведка не служба, а призвание, чему он отдал много лет жизни еще в царской России, хитро, с большим расчётом расставляет сети. Из них, по его мнению, не сможет вырваться ни один человек, какой бы силой и волей он ни обладал. R его сетях советский разведчик Андрей, русский эмигрант Соболев. Вальтер глубоко убежден в продажносги„рус- ской души". Он верит, что при соответствующих условиях „русская душа* сдаст и будет служить ему. Но этот „психолог" глубоко ошибался; эмигрант Соболев умер русским. Андрей не сдался —победу одержало правое дело, в которое беззаветно верили советские воины. Не будем говорить о достоинствах и недостатках пьесы (и то и другое в ней наличествуют), поговорим о спектакле. Прежде всего, хочется отметить творческую удачу всего коллектива, постановщика и художника, сумевших донести до зрителя образы советских людей, „русскую душу" и образ коварного, хитрого, сильного врага. И то. чт о разведчики врага выглядят сильными, знающими профессию разведчика людьми, „психологами", делает конфликт более острым. Заслуженный успех выпал на долю исполнителей ролей Андрея (И.Варвянский), Ведеркина (В. Баган), Вальтера (Г. Бурматов), Штум- фа (В. Бакал), русской разведчицы „Заря" (В. Ковалева, С. Гольцева), Соболева (Д. Макашов, Н.Зорченко) и других. Центральной фигурой пьесы является полковник разведотдела армии Федор Ведеркин (арт. В. Баган). Это он направляет „глаза и уши" армии, он организует глубокую разведку в стане врага. Ведеркин -- волевой человек. Однако хотелось бы видеть в нем больше человечности, особенно в сценах с женой и сыном Андреем. Андрей—это один из дерзких, кому улыбаются боги. Именно поэтому с него особый спрос. В сценах у Вальтера Андрей (арт. И. Варвянский) мало оперативен в оценке обстановки, слишком поспешно, „принимает" предложение Вальтера работать на немецкую разведку. Андрею— Варвянскому не хватает военной выправки, подтянутости. Роль Эльзы («Заря»,) исполняют две артистки— В. Ковалева и С. Гольцева. У каждой из исполнительниц есть свои особенности в раскрытии этой роли. Если Ковалева в первых сценах, обладая большей женственностью, входит в стан врага мягко, мало заметно, скорее, как женщина, чем как разведчица, ведет сцены с Вальтером и Штумфом, как бы пряча себя и ловко строя интригу между ними, то Гольцева много грубее. Однако в последней сцене (захват Вальтера) наоборот: Гольцева более решительна, действует более уверенно, чем Ковалева, которой этих качеств не хватает в финале пьесы. Хорошо справился с трудной ролью Вальтера артист Г. Бурматов. Вальтер—умный, коварный опытный враг. Он не кричит, не нервничает, а как лев, вобрав когти перед прыжком на жертву, по-кошачьи мягко пытается залезть лапой в «русскую душу". Стоит обратить внимание Вальтера—Бурматова на более постоянные, стабильные движения, т. к. иногда он срывается и степенная походка заменяется старческим „трушком", и мы видим добродушного старичка. Его подручный „мясник" Штумф в исполнении В. Ба- кала в полной мере оправдывает характеристику, данную ему Вальтером. Разведка для Штумфа дело случайное, топкости её его не интересуют. Ради собственного благополучия он готов продать Вальтера и всю разведку. Его интересуют личные соображения. Довольно тупой, этот служака быстро становится послушным орудием в руках советской разведчицы. Артист В. Бакал, на наш взгляд, хорошо справился с этой ролью, хотя в его Щтумфе мало хитрости и ненависти по отношению к Вальтеру. Особое место в пьесе и спектакле занимает образ русского эмигранта, бывшего флотского офицера Соболева. Это одна из сложных ролей в пьесе „Дерзость". Опустившийся, потерявший веру в себя, в людей, обреченный—таким рисуют нам его артисты Д. Макашов и Н. Зорченко. Сломлена воля, но он русский—вот что важно, на наш взгляд, в исполнении роли Соболева. Оба артиста в основном правильно разрешают образ. В Соболеве— Макашове больше интеллигентности и обреченности, так недостающих Соболеву—Зорченко. Оба исполнителя не сумели однако передать волнующую сцену встречи Соболева с сыном Андреем, и решение собственной смертью спасти его было мало убедительным, Соболев в исполнении Макашова и Зорченко умер скорее как отец, мало оправдывая свои последние слова: „Я умер русским". Как противопоставление Соболеву автор создал образ эмигрантки Лю Си (артистки А. Шлапакова и В. Полякова) Убедительна Лю Си — Шлапакова. Она служит тем, кто платит; её родина там, где вложен капитал. Развязные манеры во второй картине еще молодой, но уже опустившейся Лю-Си, печать беспутной жизни, нравственное падение в последних картинах—таков её бесславный путь. А. Шлапакова, правильно оценив и внешний и внутренний облик Лю - Си, сумела передать их во всей неприглядности. В. Полякова, на наш взгляд, менее удачно выполнила характерные черты своей героини, особенно во второй картине. Образ матери Андрея Марии артистка Т. Чашина всеми силами стлалась „донести", однако слабость авторского материала одержала верх, и способная исполнительница не смогла преодолеть авторского недостатка. Кроме того, костюмеру и художнику следовало более обстоятельно продумать костюмы и грим матери Андрея, особенно во второй картине. Хорошо справилась с ролью Тамары артистка М. Лукьянова. Режиссёру спектакля С. Чернышеву необходимо обратить серьёзное внимание на субординацию между русскими разведчиками, т.к. она часто сквозит элементами панибратства. С точки зрения режиссерской работы спектакль представляет значительный интерес многими удачными мизансцени- ровками. Следует однако продумать музыкальное сопровождение. Дело з том, что исполняемая по ходу спектакля Пятая симфония Бетховена иногда не помогает жизнеутверждению, а просто мешает, особенно между сценами за закрытым занавесом.Может быть, стоит подумать о перестановке 1-й 2-й картин, т. к. это упростит при имеющихся технических средствах восприятие времени и действия в картинах. Но так или иначе, новый спектакль- это новая удача артистов, режиссера и художника театра, и она, безусловно, по достоинству будет оценена зрителями. В. Устинов. директор музыкальной школы.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2