Коллективный труд, 1959, № 103

28 августа 1959 года, № 103 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3 1нош Предстоящий учебный г о д - это, первый год, когда школьная жизнь будет строиться на основе нового Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования. Основная идея Закона - соединение обучения с производительным трудом. Как практически будет осуществляться Закон в школах нашего района—этому вопросу был посвящен доклад заведующего районо т. Овдиенко. С 1 сентября все первые и пятые классы начнут заниматься по новым планам и программам. Некоторые изменения имеются в программах и остальных классов. Новая система школьного образования даст возможность каждому учащемуся лучше подготовиться к жизни,получить определенную профессию. Восьмилетняя школа должна психологически и практически готовить своих воспитанников к общественно-полезной деятельности. В этих целях значительное внимание будет уделяться трудовой подготовке всех учащихся, начиная с 1 класса. Начальные [классы будут заниматься трудом на уроках и по самообслуживанию. В 5-х классах на трудовое обучение отводится 3 часа в неделю. Труд во всех классах, особенно в 7— 8-х, должен носить общественно-полезный характер. Учащиеся могут и должны выращивать кукурузу, ухаживать за птицей и животными в колхозах и совхозах, выращивать кроликов, готовить учебное оборудование для школ, а при наличии условий — выполнять заказы детсадов, предприятий и колхозов. Многие школы района накопили немалый опыт соединения обучения с производительным трудом. В Богословской восьмилетней школе (директор т. Ткач, председатель месткома т. Дедок) хорошо организовано выращивание кроликов и уход за посевами кукурузы на полях совхоза «Октябрь». Учащиеся Красносельской начальной школы (зав. т. Надо- линный) вырастили и передали колхозу более тысячи цыплят трехмесячного возраста. Но у нас., достаточно фактов. которые говорят о тем, что хорошие дела не имеют продолжения и завершения. В свое время много нашумели в в коллектизах Михайловской и Калачинской школ. В своих соцдоговорах обе стороны на весь район провозгласили, что обязуются вырастить за год от каждой кроликоматки по 60 крольчат до 3— 4-х месячного возраста и сдать государству. А на деле в Михайловской школе пока что нет ни одного кролика. Большие обязательства по выращиванию “ кукурузы и картофеля брали карасукские средняя и восьмилетняя школы. Но до конца не довели это хорошее пачинание. На бумаге остались обязательства УШ1Ш liOlTiTb Е ПОРШНИ 1ГВ1Ы0П С р а й о н н о г о у ч и т е л ь с к о г о с о в е щ а н и я Чернокурьинской средней школы по выращиванию водоплавающей птицы и огородных культур. Серьезные недостатки имеются в содержании общественно-полезного труда. Учащиеся не знают передовых приемов агротехники, передовых методов т р у д а . В с р е д н и х школах еще плохо поставлена профессиональная подготовка. Только в Карасукской средней школе многие учащиеся приобрели специальности шоферов, трактористов, и небольшая группа Студеновекой школы изучала комбайн. Тогда как задача ставится так, чтобы ВСЕ ВЫПУСКНИКИ вместе с аттестатом зрелости получили одну—две профессии. Перестройка работы школы означает и перестройку методов обучения. Если до сих пор школьника излишне опекали, разжевывая ему каждую мелочь, то теперь учитель должен ориентировать учащихся на более активную самостоятельную работу с учебником, справочной литературой, измерительными приборами и препаратами. При этом нельзя забывать о качестве знаний учащихся. По всем^тим вопросам доклада состоялся большой принципиальный разговор. Коллектив Карасукской начальной школы № 1, от имени которого выступила учительница М. И. Поцелуева, воодушевлен всеми новшествами, которые надлежит осваивать им с наступающего учебного года. Но беда в том, что у них нет школьного помещения. Учащиеся ютятся в жилом доме, где каждый класс размещается в двух комнатах. Территория вокруг здания изрыта водопроводными траншеями и трудно представить себе, как в осеннюю слякоть будут пробираться в школу малыши. Поблизости нет питьевой воды и туалета, а в зимнее время то и дело выходит из строя отопительная система. — Нам нужна неотложная помощь районных организаций, иначе осуществление новой программы в таких условиях под угрозой срыва,— заключила т. Поцелуева. Преподаватель химии Карасукской средней школы К. Д. Короткова в своем выступлении подчеркнула первостепенвое значение фактического материала для воспитания учащихся. —Жаль только, что материала о героях труда, о знатных людях нашего района в распоряжении учителей очень мало, а районная газета «Коллективный труд» на своих страницах редко освещает такие темы,—говорит она. Серьезные трудности испытывает Карасукская средняя школа в организации учебно- производственной практики. Предприятия города не в состоянии принимать всех учащихся одновременно, а поэтому практика невольно превращается только в помощь предпри24 августа закончило свои» работу районное учительское совещание. На пленарном заседании присутствующие заслушали доклады секретаря райкома партии т. Клочкова „XXI съезд КПСС и задачи учителей в идеологической работе", заведующего районо т. Овдиенко—.Новый этап в развитии советской школы и перестройка системы народного образования". До пленарного заседания были прочитаны доклады секретаря районного отделения Общества по распространению политических и научных знаний т. Макашева .Научно-атеистическое воспитание учащихся*, а также зав. отделом РК ВЛКСМ т. Безнос о работе с пионерами и октябрят- екпми группами. В течение четырех дней работали предметные секции н 7 секций начальных классов, которыми руководили учителя, прослушавшие семинары при облоно. В работе секции биологов приняли участие специалисты райсельхозинспевцин: агроном-семеновод т. Сердюкова и зоотехник по племенному делу т. Лукашова. В заключение состоялось совещание директоров и заведующих школ. Ниже публикуется отчёт с совещания. ятиям. Умений от такой практики учащиеся приобретут немного. — В наступающем учебном году,— говорит директор Карасукской средней школы т. Во- лодюшкин,— наш дев я т ы й класс переходит на 11-летнюю программу, которая позволит дать ребятам определенную профессию, в частности, предполагается готовить механизаторов широкого профиля. Труднее готовить к жизни девочек, и трудности эти усугубляют отдельные руководители предприятий. Непреодолимые преграды поставил перед вами директор завода стройматериалов т. Мелехов: он категорически отказался принять на практику девочек в пошивочный цех, а посоветовал послать их на кирпичный завод. Без помощи общественности эту первостепенную задачу нам полностью ве разрешить. | Коллектив Карасукской начальной школы № 2 также с радостью воспринял новые планы и программы. Но для полного их осуществления нужна прочная материальная база. Вот почему у заведующей этой школы М. П. Кайго- родовой так много претензий к торгующим организациям, которые совершенно забывают о школах и не помогают в приобретении инвентаря для оборудования мастерских и учебно-наглядных пособий. ду классами, а также с Кара- зартовской средней школой. Ребята взяли нынче участок в 125 га и выращивают на нем кукурузу, картофель, овсяногороховую смесь. Кроме того, при школе имеется небольшой учебно-опытный участок. Плохая постановка физкультурно-спортивной работы в школах волнует военкома т. Зубарева, преподавателей физкультуры тт. Русакевич из Карасукской средней школы, Иванчина из Студеновекой. А без спортивной подготовки немыслимо воспитание здорового, волевого, смелого школьника. По ходу августовской конференции были высказаны серьезные критические замечания. Молодая учительница Несте- ровской семилетней школы т. Титова нынче впервые приступит к работе. Она приехала в наш район, окончив Воронежский педагогический институт. До сих пор ей не приходилось бывать в деревне, но за несколько дней она убедилась, что полюбит новое место, порукой тому—доброжелательное отношение к ней населения. А вот с конференции она уезжает ни с чем: в секции русского языка и литературы она не получила ответа иа множество своих «как» и —Составляя смету, стараешься предусмотреть все необходимое, а райфинотдел при утверждении наполовину срезает запланированные суммы средств. Программа по пению требует от учителя знания музыкальной грамоты. Чтобы иметь хотя бы элементарные навыки в музыке, мы решили приобрести пианино. Если денег удалось собрать, то инструмента купить не можем только потому, что они уходят из магазина через задние двери в руки частных лиц. «почему», которых в институте пока что не разрешили. Очень не понравилось присутствующим выступление директора Благодатской средней школы т. Васильева. Вместо Председатель месткома Хо- рошинской средней школы т. Згибнева рассказала о том, как профсоюзная организация помогала налаживать учебно- воспитательную работу в школе, осуществлять соединение обучения с трудом. Здесь организовано соревнование межделоЕого разговора у него получился рассказ о дрязгах, пережитых в прошлом году коллективом школы. Наконец, он переключился на молодых специалистов — выпускников институтов —и ну огульно поливать их грязью с трибуны конференции всех подряд. Достойную отповедь дала ему молодая учительница из Карасартовской средней школы— вчерашняя студентка Воронежского пединститута т. Клименченко, и заверила районную конференцию, что честь своего института выпускники оправдают трудом. Эта девушка верит в свои силы и в силы коллектива. В её распоряжении—знания, любовь к избранной профессии и горячий патриотизм; опыт приобретается годами, и к ней он обязательно придет. Незавидной оказалась рол работников райкома комсомол на конференции. Доклад о ра боте с пионерами и октябрят счимр группами был сухи» неинтересным. Со времен VIII пленума ЦК ВЛКСМ прои ло уже около двух лет. Все кто работает в школе, за ис ключенпем, разве, техничек успели уже ознакомиться постановлением пленума « мероприятиях по улучшени работы пионерской организ: ции имени В. И. Ленина». . т. Безнос продолжает твердит о том, что пионерские ступс пи— это совокупность правил навыков и т. д. и т. п забывая при этом, что пере ней нс вожатые нионеротр! дов и октябрятских групп, преобладающее большинств здесь людей с большим ош том педагогической работ! Поэтому отсылать их к таки «первоисточникам», как «Му зилка», просто наивно. 11 уместным показался ирису ствующим её подчёркнуто-п учительный тон. Не случай! после перерыва ряды замети поредели, а обмен мнениям так и не состоялся. А разве не о чем было гс ворить? За период, проше ший после пленума ЦК BJIKCJ школы нашего района нак пили известный опыт в работ с пионерами и октябрятам Неизбежны и трудности. Если т. Безнос изменила чу ство меры, то секретарь ра кома комсомола т. Стриже непомерно ограничил сво роль. Он по-старинке выст иил, вообще: посетовал i коллективы, которые вып екают трудобоязненных Брит! ковых, на учителя Удьмес кова, чурающегося обществе ной работы, которая в конг месяца «не переводится деньги»—и все. А участники нынешнего с вещания ждали, что получ от райкомовцев дельные сов ты, как привлекать учащих к общественно-политическ жизни, как лучше проводи политпросвещение молодеж Напрашивалась явная необх ди.мость поделиться плана? помощи райкома комсомо. школе. Успех работы в новых у ловиях будет зависеть многом от самого учителя центральной фигуры ' обучен! и воспитания молодого пок ления. Математику Карасу ской средней школы Р. К. Й виковой п химику К. Д. К ротковой, литератору восьм •летней школы № 2 3. П. Д ревниной, учителям начал ных классов Р. В. Спесивп войн многим другим,имена к торых названы в докладе ,;ср ди лучших, перестраивать нетрудно. Им постоянно сво ственен неугасающий тво ческий огонек. Сейчас от каждого работн ка народного просвещен требуется творческое горени Он должен на каждом ша спрашивать себя: что сдел сегодня для новой школы, в ли исчерпано, что можно ei сделать, добавить, исправит

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2