8 июля 1959 года, № 81 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД Новая сельская ГЭС Воспитывать школьников в труде Витебская область. В Российском районе вступил в строй первый агрегат Клястицкой сельской гидроэлектростанции на реке Нища. С пуском второй турбины мощность электростанции составит 520 киловатт. Её энергия будет использоваться в 20 колхозах и совхозах области. На снимке: общий вид Клястицкой ГЭС. Фото С. Капелько. Фотохроника ТАСС. Нто же за вас будет выполнять обязательства? Вступая в новый год, первый год семилетки, коллектив завода строительных материалов брал на себя повышенные обязательства, где красной нитью проходят такие пункты, как борьба за досрочное выполне- 1чние годового плана, полное ^использование резервов производства, всемерное улучшение качества и снижение себестоимости выпускаемой продукции. Эти большие задачи никем не навязаны коллективу, а продиктованы самой жизнью, реальными возможностями предприятия. Дело за руково- - дителями, партийной, профсоюзной, комсомольской организациями, святая обязанность которых—поддержать в своем коллективе трудовой и политический подъем, вызванный решениями XXI съезда КПСС. Теперь, когда настала пора проверки того, за что так дружно голосовалив предсъездовские дни, приходится с сожалением отмечать, что большая доля обещанного забыта и забыта не рабочими, а самими руководителями. При анализе работы партийной организации завода выяснилось, что агитаторы, которые призваны были поддерживать патриотическое настроение у людей, числятся только на бумаге. Не слышно их живого голоса в цехах на перерывах. Наглядная агитация устарела, не отвечает Требованиям сегодняшнего дня. Спросите рабочего, какой объем работы он должен делать ежедневно, чтобы выполнить взятое обязательство,—он не знает. Да и откуда же ему знать, если ни разу итоги соревнования не обсуждались на рабочих собраниях. Непонятно становится, чем мог заниматься секретарь партийной организации т. Рогозный, если работу агитаторов пустил на самотек и совершенно не руководил соревнованием. В целом парторганизация плохо использовала, право контроля за хозяйственной деятельностью администрации. А чтоделает заводской комитет профсоюза и его председатель т. Исаев? Ровным счетом ничего! Вся его работа сводится к разбору заявлений материально-бытового характера. Главные задачи—руководство социалистическим соревнованием, борьба за рентабельность производства — забыты. Как ни странно, но это факт, что завком здесь в роли постороннего наблюдателя. Не случайно же себестоимость товарной продукции на 2,3 процента выше плановой. Не его ли забота бороться за улучшение условий труда рабочих? Но при наличии транспортера кирпич из печей выгружается вручную. Никто здесь не интересуется динамикой роста производительности труда в связи с внедрением механизации (экскаватор, люлечный конвейер и т. д.). Кажется, никому дела нет до вопросов экономного расходования государе тв еп ных средств. Об этом красноречиво говорит тот факт, что за шесть месяцев этого года завод перерасходовал 180 тысяч рублей по зарплате. Возмутительно спокойствие директора завода т. Мелехова. Сейчас формовка кирпича- сырца находится под угрозой срыва. По обязательству коллектива требуется сформовать 10 миллионов штук за сезон. Асделано немногим болееВ-х. Из шести прессов работают только четыре. Всего лишь на 10 процентов к обязательству выполнено производство черепицы. Не выполняется обязательство по изготовлению камышитовых плит и строительству кольцевой печи, обеспечивающей высокую производительность труда и снижение себестоимости продукции. Недостатки эти требуют от руководителей завода немедленно перейти от слов к делу, так как за обязательства, взятые коллективом, общественность предъявит серьезный счет. Г. Кадатко, инструктор РК КПСС. Центральный Комитет КПСС и СоветМинистровСССРв принятом виюне Постановлении отмечают, что в успешном решении задачи укрепления связи школы с жизньюи улучшении трудового воспитания молодежи важное значение имеет работа школьников по самообслуживанию. Эта работа школьников по самообслуживанию, как начальная стадия трудового воспитания и развития у учащихся наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни, способствует развитию у них инициативы и самостоятельности, воспитывает ответственность за порученноедело, чувство заботы о коллективе, бережное отношение к государ. ственному имуществу, уваже. ние к труду и людям труда. В нашей Карасартовской средней школе в этом отношении уже многое сделано. Еще осенью мы поговорили с учащимися, спросили их, что они могут сделать в шкоде и в интернате своими силами, и они сами предложили нам наполовину сократить технический персонал. Старшие школьники оказывали большую помощьмалышам, а во время перерывов и вне школы они доглядывали за ними, делали замечания и наставления, помогали организовать их отдых и труд. В чём заключалось самообслуживание наших школьников? Учащиеся сами убирали свои классы и комнаты в интернате, сами готовили себе пищу, выделяя для этого дежурных, готовили дрова, подносили уголь. Элементы самообслуживания, которые были введены у нас уже в этом году, положительно сказались на дисциплине учащихся. Поведение всех школьников у нас хорошее, и никто не жаловался на нарушение дисциплины. Наши старшеклассники уже не могут бесцельно проводить время. Так, например, десятиклассники перед экзаменами сами украсили свои классные комнаты. А после письменного экзамена организовали побелку школы. Но трудовое воспитание мы не сводили только к самообслуживанию. Наши школьники принимали большое участие в колхозных производственных работах. Некоторые руководители школ считают, что только тогда можно по-настоящему организовать трудовое воспитание, когда школа будет иметь свою хорошую базу для этого. Конечно, иметь автомашины и тракторы было бы неплохо, но сейчас, когда пока не представляется возможности полностью удовлетворить потребности школ, чтобы создать крепкие учхозы при каждой школе, мы считаем вполне возможным организацию всей практической работы школьников на колхозных и совхозных полях. Чем занимались наши школьники на работах в колхозах? Они выполняли самые разнообразные работы. Осеньюпомогали в уборке урожая, зимой—в вывозке навоза на поля, в проведении снегозадержания, в подвозке кормов скотобазам. Не было ниодного воскресенья, когда быучащиеся не отправлялись в поле за сеном. Причем каждый делал это с большой охотой. Кроме того, наши школьники весь учебный год ухаживали за группой телят в 60 голов. Здесь выполняли они все работы и были полными хозяевами. Весь молодняк хорошо перезимовал, и не было ни одного случая падежа. Работать в животноводстве также каждый шел с большим желанием. А весной и летом наши школьники выходили на колхозные поля сеять кукурузу, сажать картофель, ухаживать за посевами. Всего на колхозных работах за последний год учащиеся нашей шкоды заработали более 8 тысяч трудодней в колхозах нашего и Бурлинского районов. Лучше других потрудились школьники Р. Тезекпаев, Т. Култуманов, И. Карагаев, Г. Исаева, А. Тезекпаева, братья Шарафутдиновы. КучерОправдали доверие комсомола Хабаровск. Отлично трудятся в совхозе „Изве стковый“ А. Романова, Г. Халяева, В. Саяпина и А. Гуленко, прибывшие сюда по комсомольским пу тевкам после окончания средней школы. В совхозе они стали овощеводами и животноводами. Девушки с честью оправдали доверие комсомола. Молодые работницы недавно снова получили комсомольские путевки, на этот раз—на учебу в институт. На снимке: (слева направо): доярка А. Гуленко, ово- Щевод А. Романова, телятница В. Саяпина и овощевод г . Халяева, получившие в Хабаровском крайкоме ВЛКСМ комсомольские путевки в институт. Фото Н. Суровцева. Фотохроника ТАСС. бай Абдрахманов работал штурвальным, а Габбас Шарафутдинов—трактористом. Многие работали прицепщиками. После всего этого мы можемсказать, что учащиеся нашей школы не сторонятся работы и принимают в любом труда самое активное участие. Мы ежегодно готовили по несколько трактористов в наших школьных кружках. На следующий учебный год, например, мы запланировали подготовить 25 водителей автомашин и тракторов. Однако нам говорят, что сейчас большой потребности в шоферах нет ипоэтому не следует заниматься их подготовкой. Мы считаем это невернымподходом к делу. Не обязательно, чтобыкаждый, умеющий водить машину, должен работать шофером или трактористом. Но зато в наше время каждый, занятый на любой другой работе, должен в любое время сесть на машину и повести ее. В настоящее время, когда мы практически приступили к строительству коммунизма, каждый советский человек должен быть всесторонне подготовленным и прежде всего знать технику. В этом году из числа учащихся нашей шкоды создано две ученических производственных бригады. Одна из них работает на полях колхоза «Маяк Ильича», а другая в бригаде аула Бигельды Бурлинского района. Они являются основой трудового производственного воспитания школьников. Хочется сделать замечание и районо. Отдел народного образования еще мало уделяет внимания подготовке кадров учителей, ведущих предметы политехнического цикла, иособенно практикум по сельскому хозяйству и машиноведению. На наш взгляд следовало бы в летнее время при училище механизации организовать месячные курсы для всех учителей, ведущих практикум. Только тот учитель, который сам в совершенстве знает свой предмет, может качественно его преподавать и привить к нему любовь у учащихся. И еще одно замечание. При районо имеется совет. Во-первых, за последнее время он совсем бе здействует, ноа если иногда и собирается, то решает незначительные вопросы. На наш взгляд следует этот орган расширить, сделать его более жизнеспособным, превратить из узкого бездействующего в широокм смысле совещательный орган. Важное место на советах районо должны найти вопрсоыорганизации трудов го воспитания в школах. Вопрсоы трудового воспитания в настоящее время приобретают первостепенное значениевовсейнашейработе по подготовке молодого поколения к жизни, к строительству коммунизма и относиться к ним надо со всей серьезностью. Г. Д. Исаев, директор Карасартовск°й средней штолы .
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2