Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 1999 год

ка-растрепка“ поставила Р. М. Ландис. Одним из первых режиссеров студии была и Елена Вла­ димировна Захарова. Она поставила спектакль “Каштанка” по А. П. Чехову, оставшийся и по сей день в истории ТЮЗа единственным марио­ неточным. Кукольники играли “выездные” спек­ такли в школах, детских садах. Только в тече­ ние первого года работы театр дал представле­ ния для 25-ти тысяч зрителей города и села. В 1936 году театр стал уже самостоятельной твор­ ческой организацией, его возглавил тоже корен­ ной “тюзовец”, актер и режиссер Владимир Сер­ геевич Виноградов. В содружестве с художни­ цей Е. С. Витман были поставлены спектакли “Сказка о царе Салтане” А. С. Пушкина, “Мой- додыр” К. И. Чуковского. В 30-е годы в Новоси­ бирском театре кукол работали опытные акте­ ры ТЮЗа и только пришедшая молодежь. Мно­ гие из них навсегда связали свою судьбу с “ис­ кусством играющих кукол”. В. С. Виноградов руководил театром до 1952 года, с перерывом на годы войны. В этот период в Новосибирск эвакуировали Государ­ ственный Центральный театр кукол. Этот про­ славленный коллектив оказал огромное влия­ ние на новосибирцев. После войны театр кукол и ТЮЗ по-пре­ жнему имели одну общую крышу, в спектаклях играли тюзовские актеры и репертуар был тю­ зовским. Ставили “Цветик-семицветик” В. Ка­ таева, “Великий волшебник” В. Губарева, “О чем рассказали волшебники” В. Коростелева (по К.Чуковскому). В 1952 году главным режиссером театра ' кукол в Новосибирске стал Геннадий Александ­ рович Кудрявцев. Ученик режиссерской студии A. М. Лобанова (Московский театр им. Ермоло­ вой), он все свои познания о драматическом те­ атре активно приспосабливал к кукольной сце­ не. У Г. А. Кудрявцева не было готовых опреде­ лений, но в практике он доверял своей интуи­ ции. И она не подвела. Республиканский смотр 1962 года отметил дипломом первой степени за лучшую режиссуру спектакли новосибирцев “О чем рассказали волшебники” и “Сэмбо” Ю. Ели- сева (по Р. Киплингу). Спектакли были “актер­ ские”, с подробно проработанными образами, внут­ ренним действием. Через ясные характеры, их столкновение легко, органично выявлялись идея, замысел постановщика. К началу 60-х годов Но­ восибирский кукольный театр стал одним из лучших в РСФСР. Для спектаклей писали му­ зыку талантливые новосибирские композиторы B. Левашов, Г. Иванов, Г. Гоберник, заведовав­ ший музыкальной частью театра в течение 15 лет. Художником долгие годы здесь работал опытный мастер Г. С. Томилин. В театре труди­ лись актеры, во власти которых было главное чудо —ожившие куклы. В. Лещинский, Т. Доб- рычева, А. Кудрявцева, Ф. Шоль, Б. Ухин, Ю. Кон­ дратьев, Л. Крупницкая создавали образы, кото­ рые запомнились детям не только зрительно, но и своими поступками. Малыши писали в анке­ тах: “Мне нравится, что в сказках добрые — радуются, а злые —- злятся”, “Какой серый волк страшный! Хорошо, что его можно победить”. Даже по этим кратким рецензиям можно су­ дить, как многого добивался театр в своей рабо­ те. Большим успехом театра стала постанов­ ка спектакля “Буратино” в 1978 году. Театр сумел подчеркнуть в пьесе Е. Борисовой то, что стало важнейшим для воспитания зрителя — способность героя совершать поступки, действо­ вать активно. Ребенку всегда нелегко признать­ ся в том, что он не научился еще крепко дер­ жать данное слово, быть смелым, не хвастать. Буратино признает за собой эти “страшные гре­ хи”. Он имеет мужество не только совершать поступки, но и честно оценивать пройденный путь. К несомненным достоинствам Новосибир­ ского театра кукол можно отнести его стремле­ ние работать на “уровне сердца”, вызывать в маленьком зрителе непростые, может быть, не­ знакомые до сих пор чувства жалости, заботы, сочувствия. Не случайно в основе репертуара театра сказы и сказки. Это жанры, близкие детям, их герои узнаваемы, встреча с ними — всегда ог­ ромная радость для ребенка. Эти жанры близки и театру: высокой степенью обобщения, иноска­ зательностью. В них содержится сильный нрав­ ственный заряд, высокохудожественые образы. Например, “Сибирский сказ” М. Супонина — это спектакль об освоении русскими людьми тер­ ритории, где сейчас расположена Новосибирская область. Пьеса была специально создана драма­ тургом для кукольного театра. Почти все члены коллектива, так или ина­ че, связаны с одной школой — ленинградских кукольников. У многих актеров есть свой по­ черк, индивидуальные приемы вождения кук­ лы. Сегодня театр смело берется за решение самых серьезных тем. Актеры настойчиво осва­ ивают средства синтетического театра: пласти­ ку куклы и собственного тела, искусство драма­ тического актера и музыкальность. Профессио­ нализм актера-кукольника — первейшее усло­ вие решения творческих задач, стоящих перед

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2