Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 1999 год
ка-растрепка“ поставила Р. М. Ландис. Одним из первых режиссеров студии была и Елена Вла димировна Захарова. Она поставила спектакль “Каштанка” по А. П. Чехову, оставшийся и по сей день в истории ТЮЗа единственным марио неточным. Кукольники играли “выездные” спек такли в школах, детских садах. Только в тече ние первого года работы театр дал представле ния для 25-ти тысяч зрителей города и села. В 1936 году театр стал уже самостоятельной твор ческой организацией, его возглавил тоже корен ной “тюзовец”, актер и режиссер Владимир Сер геевич Виноградов. В содружестве с художни цей Е. С. Витман были поставлены спектакли “Сказка о царе Салтане” А. С. Пушкина, “Мой- додыр” К. И. Чуковского. В 30-е годы в Новоси бирском театре кукол работали опытные акте ры ТЮЗа и только пришедшая молодежь. Мно гие из них навсегда связали свою судьбу с “ис кусством играющих кукол”. В. С. Виноградов руководил театром до 1952 года, с перерывом на годы войны. В этот период в Новосибирск эвакуировали Государ ственный Центральный театр кукол. Этот про славленный коллектив оказал огромное влия ние на новосибирцев. После войны театр кукол и ТЮЗ по-пре жнему имели одну общую крышу, в спектаклях играли тюзовские актеры и репертуар был тю зовским. Ставили “Цветик-семицветик” В. Ка таева, “Великий волшебник” В. Губарева, “О чем рассказали волшебники” В. Коростелева (по К.Чуковскому). В 1952 году главным режиссером театра ' кукол в Новосибирске стал Геннадий Александ рович Кудрявцев. Ученик режиссерской студии A. М. Лобанова (Московский театр им. Ермоло вой), он все свои познания о драматическом те атре активно приспосабливал к кукольной сце не. У Г. А. Кудрявцева не было готовых опреде лений, но в практике он доверял своей интуи ции. И она не подвела. Республиканский смотр 1962 года отметил дипломом первой степени за лучшую режиссуру спектакли новосибирцев “О чем рассказали волшебники” и “Сэмбо” Ю. Ели- сева (по Р. Киплингу). Спектакли были “актер ские”, с подробно проработанными образами, внут ренним действием. Через ясные характеры, их столкновение легко, органично выявлялись идея, замысел постановщика. К началу 60-х годов Но восибирский кукольный театр стал одним из лучших в РСФСР. Для спектаклей писали му зыку талантливые новосибирские композиторы B. Левашов, Г. Иванов, Г. Гоберник, заведовав ший музыкальной частью театра в течение 15 лет. Художником долгие годы здесь работал опытный мастер Г. С. Томилин. В театре труди лись актеры, во власти которых было главное чудо —ожившие куклы. В. Лещинский, Т. Доб- рычева, А. Кудрявцева, Ф. Шоль, Б. Ухин, Ю. Кон дратьев, Л. Крупницкая создавали образы, кото рые запомнились детям не только зрительно, но и своими поступками. Малыши писали в анке тах: “Мне нравится, что в сказках добрые — радуются, а злые —- злятся”, “Какой серый волк страшный! Хорошо, что его можно победить”. Даже по этим кратким рецензиям можно су дить, как многого добивался театр в своей рабо те. Большим успехом театра стала постанов ка спектакля “Буратино” в 1978 году. Театр сумел подчеркнуть в пьесе Е. Борисовой то, что стало важнейшим для воспитания зрителя — способность героя совершать поступки, действо вать активно. Ребенку всегда нелегко признать ся в том, что он не научился еще крепко дер жать данное слово, быть смелым, не хвастать. Буратино признает за собой эти “страшные гре хи”. Он имеет мужество не только совершать поступки, но и честно оценивать пройденный путь. К несомненным достоинствам Новосибир ского театра кукол можно отнести его стремле ние работать на “уровне сердца”, вызывать в маленьком зрителе непростые, может быть, не знакомые до сих пор чувства жалости, заботы, сочувствия. Не случайно в основе репертуара театра сказы и сказки. Это жанры, близкие детям, их герои узнаваемы, встреча с ними — всегда ог ромная радость для ребенка. Эти жанры близки и театру: высокой степенью обобщения, иноска зательностью. В них содержится сильный нрав ственный заряд, высокохудожественые образы. Например, “Сибирский сказ” М. Супонина — это спектакль об освоении русскими людьми тер ритории, где сейчас расположена Новосибирская область. Пьеса была специально создана драма тургом для кукольного театра. Почти все члены коллектива, так или ина че, связаны с одной школой — ленинградских кукольников. У многих актеров есть свой по черк, индивидуальные приемы вождения кук лы. Сегодня театр смело берется за решение самых серьезных тем. Актеры настойчиво осва ивают средства синтетического театра: пласти ку куклы и собственного тела, искусство драма тического актера и музыкальность. Профессио нализм актера-кукольника — первейшее усло вие решения творческих задач, стоящих перед
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2