Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 1999 год

большого, стремительно растущего индустриаль­ ного сибирского города хорошо описаны в его автобиографических повестях и рассказах. Рано возникший интерес к книге побудил его “рвать­ ся” к знаниям, самому определять свою судьбу. Жизненная школа, пройденная писателем в дет­ стве, была достаточно суровой, но судьба его скла­ дывалась благополучно. После семилетки Ни­ колай поступил в металлургический техникум, хотя тяга у него была к гуманитарному образо­ ванию. Впоследствии писатель назовет и техни­ кум, и НИИВТ, который он закончил в 1958 г., ошибкой — отсутствие систематического гума­ нитарного образования сильно мешало ему в дальнейшей работе. Поначалу стремление к твор­ честву у будущего писателя выражалось актив­ ным участием в институтской самодеятельнос­ ти. После института был недолгий период ра­ боты по техническим специальностям (инже­ нером в проектном институте, мастером на стройке Академгородка), и длительный —по при­ званию (в газетах “Советский воин” и “Вечер­ ний Новосибирск”, редакции “Сибирских огней” и собственным корреспондентом “Литератур­ ной газеты” по Сибири). Все это способствовало накоплению массы житейских впечатлений, ко­ торыми просто не терпелось поделиться. Первый сборник молодого прозаика — “Прекрасная несправедливость” — вышел еще тогда, когда он был сотрудником отдела городс­ кого хозяйства редакции газеты “Вечерний Но­ восибирск”. Всего же им было издано более двад­ цати книг — юмористических, сатирических и очень серьезных. В юмористических рассказах отражена по­ вседневная жизнь горожанина, обывателя Ново­ сибирска — узнавались улицы, парки, нравы и обычаи, существенное и мелочи —Самохин по­ чти документально точен. В сравнительно доб­ родушных юморесках писатель показывает, как много в жизни пустой суеты, мелких чувств, же­ ланий и поступков. Исследовать, осмеять граж­ данскую недоразвитость, несостоятельность об­ щественного поведения — главная цель боль­ шинства его сатирических рассказов. Сатира Самохина обоюдоостра: хамство и наглость не­ многих есть результат социальной и нравствен­ ной недоразвитости остальных. В своей прозе — будь то веселые, острые рассказы или повести, поднимающие серьезные нравственные проблемы, —автор стремился вгля­ деться в лицо современника, в реалии современ­ ной ему действительности. Часто, как он сам признавался, приходилось ему “стирать румяна и отклеивать классические римские носы” у сво­ их героев. Он никак не мог понять и принять отношения к юмору как к второстепенному жан­ ру. Борьба с пошлостью, обывательской мора­ лью —проблемы, которые делают юмористичес­ кие произведения Самохина современными и по­ ныне. Примерно с середины 70-х годов начинают выходить его серьезные произведения. Совер­ шенно новый Самохин открывается в них. По­ рой узкая тема (например, покупка дачи в пове­ сти “Так близко, так далеко”) становится пред­ метом широкого социального исследования и обобщения. Причудливо смешивается серьезное со смешным, реальное с загадочным; комизм, до­ ходящий порой до грубости, сочетается с задум­ чивостью. Усиливается лирическое начало, тема человека в природе; иногда появляется даже чу­ жеродный для Самохина оттенок сентименталь­ ности, над которым сам автор порой иронизи­ рует. В автобиографических произведениях, не сгущая красок и не прощая, писатель вдумчиво взвешивает на весах памяти все, чем одарило его детство. Повести “Сходить на войну” (“По­ мни солдата”) и “Наследство”, выросшие из об­ разов “Где-то в городе на окраине” — лирико­ философское авторское представление о жизни. Слово Николая Самохина обращено к нам, моло­ дым и пожилым, сегодняшним: “Надо честно сеять каждому свою полоску”. За повесть “Где-то в городе на окраине” он удостоен звания лауреата премии имени Н. Г. Гарина-Михайловского, которую перечис­ лил в фонд строительства памятника воинам, по­ гибшим в Афганистане. По этой повести на ки­ ностудии А. Довженко режиссером В. Кришто- фовичем был снят художественный телефильм “Свое счастье”. Спектакль “Наследство” был поставлен в ТЮЗе режиссерами Л. Беловым и В. Гнедко- вым в 1983 г. Книги Н. Я. Самохина выходили в Новоси­ бирске, Кемерове, Москве; его юмор, своеобраз­ ный взгляд на жизнь были понятны читателям Польши, Румынии, Чехии, Словакии, ГДР, Болга­ рии, Италии... Его сатирико-юмористические книги и сейчас звучат злободневно, имеют свою художественную ценность. “Жизнь Николая Яковлевича в литературе продолжается...” (Н. Н. Яновский).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2