Важнейшие хлебные злаки 1929 г
Название ржи у восточных народов— „гандумдар", „чоудар", „джоу- дар* и проч.—дословно переводится, как „растение, терзающее (за соряющее) ячмень или пшеницу", что достаточно ясно свидетельствует о том, что рожь у этих народов растение не культурное, а сорное. Но, попадая в высокогорные районы Бухары, Афганистана, Ма лой Азии, можно наблюдать как с под'емом в горы, рожь из сорного растения постепенно выходит в самостоятельную культуру. При под нятии в горы климатические условия становятся более суровыми и оз. пшеница, как растение более требовательное к теплу и менее зимостойкое, чем оз. рожь, постепенно начинает вытесняться послед ней. Здесь оз. рожь как бы сама напрашивается в культуру. Население: начинает убирать ее, при чем те формы ржи, которые имеют ломкий колос, осыпаются, а в убранный урожай попадают формы с неломким колосом. Таким путем происходит отбор неломкой Secale cereale L.„ которая и входит в культуру. По наблюдениям Вавилова в Афгани стане, где жители долин считают рожь сорным растением, на высоте уже в 2С00—2500 метров оз. пшеницу вполне сменяют чистые посевы оз. ржи. Выше 2500 метров, по Балабаеву, уже и культура оз. ржи кончается и она сменяется уже яровыми хлебами, в том числе и яровой рожью. Мало плодородные почвы, почвы песчаные также способствуют вытеснению культуры требовательной пшеницы невзы скательной к почве рожью. Этот же самый процесс вытеснения сорно-полевою оз. рожью оз. пшеницы и оз. ячменя имел, очевидно, место и при продвижении этих культур к северу. Постепенно с переходом оз. пшеницы из ее основного очага, из Югс-Зап. Азии, к северу, северо-востоку и северо- западу, засорявшая ее оз. рожь вытесняла пшеницу и выходила в чи стую культуру. Вавилов отмечает интересное явление, что на границе борьбы озимой ржи с оз. пшеницей сельские хозяева сознательно сеют пше ницу в смеси с рожью, так наз. суржу или суржик. Расчет здесь таков. Если зима сложится благоприятно для перезимования оз. пшеницы* хозяин уберет полный урожай смеси, если же зима будет суровой и пшеница погибнет, то все же на долю хозяина останется, хотя быть может и половинный, урожай ржи. Так поступают, например, сельские хозяева Ставропольской , губернии, Кубанской и Терской областей, а также земледельцы Нормандии. Таким образом, ближайшим родоначальником культурной ржи является сорно-полевая рожь, относящаяся к тому же самому виду* что и рожь культурная. Последняя представлена лишь расами с нелом ким колосом, а сорно-полевая рожь включает в свой состав и формы с колосом ломким. Озимая рожь вошла в культуру Европы и Азии, по Вавилову12), двумя путями: из Закавказья и из районов Туркестана, Афганистана, и примыкающих к ним областей. Эти области, хотя почти не знают культуры ржи, обладают наибольшим разновидностным разнообразием ржи. Афганистану, Бухаре, Туркестану, Восточ. Персии свойственна группа соломенно-желтой одноцветной ржи с наличием всех перехо дов по ломкости колоса и по его опушению. Армении, Грузии, Малой Азии и Сев.-Зап. Персии свойственны формы ржи с громадным разно образием по цветности колоса и по форме чешуй. Так, обычны красно колосые и черноколосые разновидности, также опушенные и неопу- шенные. Эти области, обладая эндемичными формами ржи и наибольшим разнообразием ее разновидностей, и являются географическим центром 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2