Важнейшие хлебные злаки 1929 г

Зеленое удобрение под пшеницу и условия его применения. Остановимся теперь вкратце на применении под хлеба зеленого удобрения. Хлеба, как известно отличаются, вообще, малою усвояю- щею способностью своих корней, и поэтому в тех случаях, когда в почве предполагается наличность лишь труднорастворимых источни­ ков пищи для растений, прежде, чем сеять хлебное растение, высе­ вают растения с сильно выраженной усвояющей способностью корне­ вой системы. Такими растениями могут служить гречиха, горчица, люпин и др. Растения эти, будучи высеяны перед посевом хлебного злака, усваивают труднодоступные источники пищи почвы, переводя их в состав органического вещества своих органов. При запахивании зеленых растений (обычно, в фазу цветения) органическая зеленая масса легко разлагается и дает для следующего по зеленому удобре­ нию хлебу легко доступную для него пищу. Таким образом, в сущно­ сти говоря, почва при этом виде удобрения новых питательных эле­ ментов не получает вовсе, а лишь, благодаря деятельности растений, наличные питательные элементы почвы переходят в форму легко усвояемую. Конечно, если мы ближе всмотримся в сущность зеленого удобрения, то увидим, что при нем мы не только ничем не обога­ щаем почвы, но, напротив, мы ее обедняем влагою, т. к. растения, предназначенные для зеленого удобрения, испаряют за время своего произрастания не малое количество воды. Поэтому в засушливых об­ ластях едва ли зеленое удобрение, направленное к переводу трудно доступных источников пищи для растений в легко усвояемое состоя­ ние, может иметь сколько-нибудь существенное значение, так как здесь первенствующее значение имеют накопление и сбережение влаги. Иногда же зеленое удобрение способно и обогащать почву азо­ том. Такими растениями, которые могут употребляться на зеленое удобрение, обогащающими почву азотом, являются растения из сем. Papillionaceae. Они на своих корнях образуют особые клубеньки, в которых живут бактерии— Bacterium r-adicicola, усвояющие азот прямо из воз­ духа и передающие его бобовому растению, на корнях которого они живут. Этот азот воздуха синтезируется в белковое и, вообще, азот содержащее органическое вещество и, при запахивании бобового растения, подвергаясь процессам гниения, а затем нитрификации, превращается в легко доступные для растения нитраты. Классическим растением, сыгравшим крупную роль в деле выяс­ нения значения бобовых растений в качестве зеленого удобрения, является люпин. Синтезируя азот из воздуха, люпин обладает очень сильною усвояющей способностью своих корней (например, усваивает Р2О5 из фосфоритов на нейтральной почве), почему, обогащая почву азотом, в то же время делает для хлебных злаков более доступными элементы минерального питания. Однако, люпин испаряет не малое количество воды и потому едва ли он имеет значение для зеленого удобрения в областях сухих, где первейшей задачей земледельца является накопление влаги в "Почве. Другим растением, которое часто служит для целей зеленого удобрения, служит клевер. Но он, обычно, не запахивается, а скаши­ вается на корм, корневые же остатки его, содержа большое количе­ ство азота, служат азотистым удобрением для последующего расте­ ния. Здесь, впрочем, примешивается, кроме того, и улучшение физи­ ческих свойств почвы корнями клевера. Подробно мы скажем о кле­ верном удобрении при рассмотрении культуры этой травы. Теперь же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2