Важнейшие хлебные злаки 1929 г
Зеленое удобрение под пшеницу и условия его применения. Остановимся теперь вкратце на применении под хлеба зеленого удобрения. Хлеба, как известно отличаются, вообще, малою усвояю- щею способностью своих корней, и поэтому в тех случаях, когда в почве предполагается наличность лишь труднорастворимых источни ков пищи для растений, прежде, чем сеять хлебное растение, высе вают растения с сильно выраженной усвояющей способностью корне вой системы. Такими растениями могут служить гречиха, горчица, люпин и др. Растения эти, будучи высеяны перед посевом хлебного злака, усваивают труднодоступные источники пищи почвы, переводя их в состав органического вещества своих органов. При запахивании зеленых растений (обычно, в фазу цветения) органическая зеленая масса легко разлагается и дает для следующего по зеленому удобре нию хлебу легко доступную для него пищу. Таким образом, в сущно сти говоря, почва при этом виде удобрения новых питательных эле ментов не получает вовсе, а лишь, благодаря деятельности растений, наличные питательные элементы почвы переходят в форму легко усвояемую. Конечно, если мы ближе всмотримся в сущность зеленого удобрения, то увидим, что при нем мы не только ничем не обога щаем почвы, но, напротив, мы ее обедняем влагою, т. к. растения, предназначенные для зеленого удобрения, испаряют за время своего произрастания не малое количество воды. Поэтому в засушливых об ластях едва ли зеленое удобрение, направленное к переводу трудно доступных источников пищи для растений в легко усвояемое состоя ние, может иметь сколько-нибудь существенное значение, так как здесь первенствующее значение имеют накопление и сбережение влаги. Иногда же зеленое удобрение способно и обогащать почву азо том. Такими растениями, которые могут употребляться на зеленое удобрение, обогащающими почву азотом, являются растения из сем. Papillionaceae. Они на своих корнях образуют особые клубеньки, в которых живут бактерии— Bacterium r-adicicola, усвояющие азот прямо из воз духа и передающие его бобовому растению, на корнях которого они живут. Этот азот воздуха синтезируется в белковое и, вообще, азот содержащее органическое вещество и, при запахивании бобового растения, подвергаясь процессам гниения, а затем нитрификации, превращается в легко доступные для растения нитраты. Классическим растением, сыгравшим крупную роль в деле выяс нения значения бобовых растений в качестве зеленого удобрения, является люпин. Синтезируя азот из воздуха, люпин обладает очень сильною усвояющей способностью своих корней (например, усваивает Р2О5 из фосфоритов на нейтральной почве), почему, обогащая почву азотом, в то же время делает для хлебных злаков более доступными элементы минерального питания. Однако, люпин испаряет не малое количество воды и потому едва ли он имеет значение для зеленого удобрения в областях сухих, где первейшей задачей земледельца является накопление влаги в "Почве. Другим растением, которое часто служит для целей зеленого удобрения, служит клевер. Но он, обычно, не запахивается, а скаши вается на корм, корневые же остатки его, содержа большое количе ство азота, служат азотистым удобрением для последующего расте ния. Здесь, впрочем, примешивается, кроме того, и улучшение физи ческих свойств почвы корнями клевера. Подробно мы скажем о кле верном удобрении при рассмотрении культуры этой травы. Теперь же
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2