Кузьмин В.И., О родном крае и родословных Кузьминых, Кононовых, Горшковых и Ивановых. 2021
59 Рис. 7. Хомут для лошади: 1 – гуж, 2 – супонь Копновоз, сидя верхом на лошади и управляя ею, подъезжал к копне сле- ва и объезжал еѐ кругом так, чтобы ужище охватило снизу всю копну. При этом лошадь ставилась правее от направления движения лошади: под углом 30-40º. После этого подкапнивальщица (баба Таня), черенком граблей и ногой уклады- вала ужище под копну так, чтобы оно охватывало еѐ на высоте 10-15 см над по- верхностью земли. Если ужище будет находиться на земле, то, во время его натяжения, оно проскочит под копной, если высоко (более 20-30 см.) − копна может перевернуться. Заправив ужище, подкапниватель вставляет его свободный конец с пет- лѐй в правый гуж, а копновоз, в свою очередь, вставляет в петлю табурку (берѐ- зовая оструганная палочка, диаметром 2−3 см, привязывалась с помощью верѐ- вочки к хомуту). После этого подкапниватель подводил черенок граблей под копну справа и немного спереди над ужищем. Копновоз трогал коня вперѐд и одновременно подворачивал его влево, подрезая, тем самым, копну и сдвигая еѐ с места. Если всѐ было сделано верно: сено в копне уложено правильно, слежа- лось, копна стояла на сухом месте, ужище не выдернулось из-под копны и она не перевернулась – еѐ волоком тащили лошадью к первой, выбранной под стог, копне. Копны складывали большие (около 100 кг). Лошадь, волоча по земле та- кой груз, сильно напрягалась. Даже было жалко еѐ. Подвозимую копну нужно было, как можно плотнее, «причалить» (прижать) к первой (рис 8). Третья коп- на подвозилась так. Копновоз направлял лошадь между двух копѐн и вплотную прижимал третью копну к двум стоящим. Первые две копны находились так близко друг к другу, что лошадь с трудом протискивалась между ними. Иногда лошадь спотыкалась и копновоз, не удержавшись, летел с неѐ на землю. Сле- дующие, подвозимые копны равномерно размещались вокруг стога на расстоя- нии около метра от него. Копновоз должен был следить за процессом смѐтыва- ния сена и выбирать место для постановки новых копѐн. А такими были места, напротив которых в стогу была впадина, и еѐ предстояло заполнить. При силь- ном ветре копны необходимо было подвозить к стогу с наветренной стороны или близко к ней.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2