Кузьмин В.И., О родном крае и родословных Кузьминых, Кононовых, Горшковых и Ивановых. 2021
396 ло нечем. Не было керосина в лампе и не было его вообще, не было свечей и других средств освещения. Дедушка Николай днѐм и ночью спал и отдыхал на русской печи, а мы детвора спали на полатях. Спать ложились, когда в избе становилось темно. Только в большой необходимости освещались зажжѐнными лучинами. Зимние сибирские ночи тянулись долго, а особенно они казались долгими, когда неделями бушевали снежные бури и мы вслушивались, как в трубе раздавались разнотонные свисты и завывания, дребезжали оторванные доски крыши дома. Как и всегда, когда ложились спать, дедушка Николай читал молитвы. Их у него было много: «Верую во единого Бога - отца», «Отче наш», «Да, воскрес- нет Бог» и многие другие. «Дедушка - спрашивали мы, зачем ты читаешь мо- литвы? Молитвы, отвечает дедушка, я читаю для спасения души человека и как заговор от сатаны». Дедушка был совершенно неграмотным человеком, а знал все религиоз- ные праздники, знал большое количество молитв, которые он читал и днѐм и ночью, требуя от нас записывать их. Дедушка часто напоминал нам не только о Боге, но и о чѐрте, сатане, дьяволе и нечистой силе. Он утверждал, что все они существуют и находятся вблизи от нас. Чѐрт – говорил дедушка, имеет рога, у рук длинные пальцы с большими когтями, ноги с копытами, длинный хвост. Дьявол страшнее и сильнее чѐрта, а нечистая сила страшнее и сильнее дьявола. Мы не верили в существование всех этих устрашений потому, что их никто не видел, как и не видел их сам дедушка Николай. Нас интересовало, чтобы стал делать дедушка, если бы он в действитель- ности встретился с чѐртом, с дьяволом или сатаной? Мы с Филиппом Семѐно- вичем старались придумать, как изобразить чѐрта, дьявола или сатану, чтобы показать дедушке Николаю и посмотреть, что он будет делать, как будет вести себя. Мы передумали и обсудили разные варианты и, наконец, мы решили – вывернуть овчинный полушубок, перевязать его опояской, спустить полушубок с полатей и при помощи опояски передвигать полушубок перед печью, на кото- рой лежал дедушка. В этот вечер, как и во все предыдущие, мы ложились спать рано, но нам было не до сна, нам хотелось как можно скорее осуществить на деле задуман- ную шутку над дедушкой Николаем. Дедушка, прочитав много молитв, вероят- но, думал, что теперь отгородился ими от чертей и дьяволов, и будет находить- ся в полной безопасности от них. А в это время «дьявол, (вывернутый наизнан- ку овчинный полушубок) передвигался возле печки то в одну, то в другую сто- рону. Когда дедушка Николай увидел подпрыгивающего дьявола, слова его мо- литвы стали нечеткими, с запинками, дрожащими. Как ни старался дедушка Николай заговорить молитвами «дьявола» тот продолжал прыгать, а схватить «дьявола» рукой дедушка не решался. Дедушка приподнялся, сел, свесив с печ- ки ноги. Прикасаясь ногой к «дьяволу», дедушка читал молитвы, но «дьявол» не исчезал, прыгал перед дедушкой. Не заговорив «дьявола» молитвами, де- душка решил помериться с ним силами, но с участием внуков. Дедушка стал будить нас: «Ефим, Филипп, вставайте! Ефим, Филипп, вставайте!" Как бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2