Кузьмин В.И., О родном крае и родословных Кузьминых, Кононовых, Горшковых и Ивановых. 2021
176 Деревья рубили зимой в Северном районе Новосибирской области. Брѐв- на стаскивали (свозили) на лѐд замѐрзшей реки Тартас и увязывали в плоты. Весной, когда река «освобождалась» ото льда и уровень воды в ней поднимал- ся, плоты плыли по течению реки к местам назначения, где их «вылавливали»: причаливали к берегу. Когда вода в реке спадала, брѐвна вывозили на автома- шинах на пилораму, или на стройку. Весной, из Омска до села Вознесенское и выше, по реке «поднимались» речные буксиры и катера, которые тянули небольшие баржи. Подходя к насе- лѐнному пункту, с судов подавали громкие гудки, услышав которые ребятня прибегала на берег реки, чтобы посмотреть и полюбоваться «диковинной посу- диной». Суда доходили до села Венгерово, а может быть и выше. В летние каникулы вся ребятня находилась, в основном, на реке. Каждый умел плавать. Нас (меня и брата), например, никто этому специально не обучал. Учились друг у друга. Самым распространѐнным способом было плавание «вразмашку». Самым же распространѐнным развлечением на воде была игра в «догонялки», где помогало умение быстро плавать и далеко нырять. Среди ре- бят были ныряльщики, способные пробыть под водой более минуты и про- плыть незамеченными метров 40-50. Весной, когда река широко разливалась, устраивались состязания по переплытию реки. Для связи деревень, расположенных по обоим берегам реки Омь, курси- ровал паром (рис.32). В качестве поплавков использовались два металлических понтона (подарок какой-то воинской части) метров по 10 в длину и по 1,5 метра в ширину. Расстояние между понтонами было около трѐх метров. На понтонах был деревянный настил из брѐвен и досок. По периметру настила было ограж- дение из брѐвен и бруса. Паром передвигался поперѐк реки с помощью стального троса – каната (1), концы которого были прочно укреплены на береговых столбах-якорях (3). Рис. 32. Схема речной паромной переправы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2