Кузьмин В.И., О родном крае и родословных Кузьминых, Кононовых, Горшковых и Ивановых. 2021
137 Имеется магнитофонная запись, сделанная в декабре 2006 года, в которой сестра отца (Ольга Петровна) рассказывает о своѐм брате Иннокентии. Воспоминания Дмитриевой (Кузьминой) Ольги Петровны В.И. Тѐтя Оля, расскажите, пожалуйста, о своѐм отце, о моѐм дедушке Петроване. О.П. Я и мой брат Геннадий окончили по 4 класса. И вот тятя (раньше так звали отца – В.И.), нас собирает и говорит: «Ребятишки, дальше вас учить - я не потяну, потому что у меня ноги не ходят. Поэтому, давайте идите работать». Я говорю, «тятя, а что мы пойдѐм работать?» Он говорит: «Я возьмусь колхозных коров пасти, а вы мне будете помогать – бегать, заворачивать коров, чтобы они в потраву 43 не ушли. Если коровы потеряются, то за них отвечать буду я». Ну, мы и взялись за эту работу. Мы выгоним скотину, а он (тятя) потом придѐт к нам в поле. Вечером коров мы гнали к месту их дойки. Он впереди идѐт поти- хоньку, так, чтобы коровы рано домой не пришли, а мы идѐм сзади, чтобы они не отставали – подгоняем их. Вот так мы и работали и из-за этого и я, и Генна- дий остались недоученными. Учили только одну Таню – нашу сестру. Училась она в Карачах, жила у тятиной родной сестры - Устиньи Дмитриевны. Так она и выучилась в Карачах (закончила 7 классов) – В.И.). А Ваня и Митя закончили только по пять классов. В деревне-то у нас было только четыре класса. Уж по- том, намного позже, в деревне появилась средняя школа. Как-то я говорю: «Тятя, ну в чѐм я пойду сегодня на работу? (обуви хо- рошей не было – В.И.). Мне не в чем идти. Он говорит: «Обожди». Телѐнка за- кололи. Ему было уже полтора года. Тятя разостлал шкуру, я стала на неѐ, он обрезал шкуру по следу. С помощью иголок с крючком (эти иголки продава- лись в сельском магазине) и ниток вырезанную шкуру «сборили» (стягивали в форму лаптей – чуней). Бывало наденешь эту «обувь», пойдѐшь утром по росе выгонять скот, - эти чуни намокнут, раскиснут. Ходишь, а в них чавкает вода. А днѐм жара сде- лается. Они высохнут так, что ходить в них нельзя. Что делать? спрячешься где-нибудь, обоссышь их, они размокнут, тогда их опять надеваешь и ходишь. Вот, они, ноженьки, и болят сейчас. Тут уж я больше стала. Стали брать меня на покос. На граблях я до смерти не любила работать. Мне нравилось либо копнить (складывать сено в копны – В.И.), либо подскребать сено. А ходишь-то по росе. Отчего чуни опять размокали. К обеду они высыхали, опять приходи- лось их «размачивать» (вышеописанным способом – В.И.) А ведь в то времечко некоторые жили, казалось лучше: чтобы ноги не ко- лоло стернѐй, носили на ногах деревянные колодочки, которые укрепляли на ногах с помощью ремешков, верѐвочек или проволоки. В.И. Тѐтя Оля, скажите пожалуйста, почему отца всѐ время звали Генна- дий, а потом, когда он получил паспорт, там было записано Иннокентий? О.П. А я не знаю. Всѐ время его звали Геннадием. А вас как величают? 43 Потрава – это порча полей, засеянных зерновыми: овсом, рожью, пшеницей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2