Кузьмин В.И., О родном крае и родословных Кузьминых, Кононовых, Горшковых и Ивановых. 2021

122 После смерти деда Петрована баба Матрѐна года 3 жила одна в своѐм до- ме. В этот промежуток времени мы (я, Виктор, Юрка Корин), будучи на летних каникулах, часто помогали ей по хозяйству: то дрова пилили, то картошку об- рабатывали (пололи, огребали, копали, вывозили и ссыпали в погреб). Интересные эпизоды этого периода из жизни бабушки. Бывало понадобиться ей что-то взять из сундука, который всегда на за- мочке, а ключик у хозяйки. Вот только найти она его подолгу не может. Ходит по избе и приговаривает: «Вот оказия-то… и куда это я его положила?». Или еще приговаривала: «Вот история болезни и куда же я его девала?». Однажды (я был свидетелем этой сцены), ложась спать, она стала раздеваться. Сняла фартук и обнаружила ключик от сундука на фартуке. Тут она сказала: «На вот, разопасни тебя, и когда это только я его сюда привязала. Вот нечистая сила, то» и т. д. Ложась спать, она клала топор под перину. Боялась, что кто-нибудь еѐ ограбит. Хотя брать–то у неѐ было нечего. Баба Матрѐна любила пить свежий крепкий (как она говорила «ядрѐный») квас. Квас я пил у многих: и у бабы Тани (она любила слабый и сладкий квас), и у Кориных, и у бабушки Раиды Кузьминой – жены деда Семѐна, и мама дела- ла квас. Но у бабы Матрѐны был квас особый, отменный, не похожий на другие квасы. Как я сейчас понимаю, только она знала рецепт приготовления этого напитка. И ещѐ один эпизод моего общения с бабой Матрѐной. Как я уже упоминал, у бабы Матрѐны был сын Иван, который погиб в войну. Он был танкистом, на войну ушѐл добровольцем. Однажды (это было году в 1962 или 1963 я был у неѐ в гостях) она доста- ла из сундука готовальню (шкатулочка с набором чертѐжных инструментов), которую она бережно хранила, как память о сыне, и говорит «Вот это Ванина, возьми себе еѐ, на память, и храни». Чертѐжные инструменты были отличного качества, из хорошей твердой стали. Но я не сумел сохранить памятную вещь (готовальню) принадлежавшую моему дяде. В 1966 году я поступил на учебу в Новосибирский институт инже- неров геодезии, аэрофотосъѐмки и картографии (НИИГАиК). На первом курсе, приходилось много чертить. В институте и общежитии еѐ постепенно и раста- щили. Так я не выполнил бабушкину просьбу. Виноват. Жить бабушке Матрѐне одной в деревне было тяжело. Ей было уже за 70 лет. Сначала еѐ взял к себе сын Дмитрий. Зиму она жила у него, а на лето при- езжала в деревню к себе домой. Потом мой отец взял еѐ к себе в село Вознесенское. У нас она жила и зи- му и лето. Зимой обычно теребила шерсть, пряла пряжу, вязала носки и вареж- ки нам. Наша сестрѐнка – Таня никак не могла найти общий язык с бабушкой. Однажды, когда баба Матрѐна сидела за прялкой, Таня ей и говорит: «Забирай свою балалайку и уезжай от нас». Хотя она была маленькой, баба Матрѐна ска- занное приняла близко к сердцу, как от взрослого человека, и обиделась. Сказа- ла об этом маме. Та еѐ, конечно, успокоила, просила не обращать внимания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2