Тищенко И. П., История организации и практика военной кооперации Сибири - 1922г

н. юй ои- ща нв- 1ИХ ЕСО- ИЗ ью, [Ю- >ко пе- ей- го- ро- та- !ЫХ ,МЙ Об- ас- зы- ом, ав, же ав- по- зи- ги- чески профессионалы своего дела живут в частях в большин­ стве с семьями, обладают незначительной покупкой способно­ стью, главным образом получаемую от жалования (в прошлом и среднем в месяц до 2 000 руб.); большинство-же красно­ армейцы, при сравнительно коротком сроке службы (от полуто­ ра до трех лет), люди оторванные от семьи, об задают нич­ тожнейшей денежной покупной способностью. В обоих случаях нужда в дополнительном, сверхгосударственного пайка, снаб­ жении ощущается си л ь н о ,-о б этом говорилось в начале этих лекций. Удобная и единственная форма аппарата, который должен улучшить материальное положение кооперированных красноармейцев к комсостава (с семьями)—это военные коопе­ ративы. Но мы имеем потребителя совершенно безденежного или с ничтожной денежной наличностью, что сразу создает необходимость строить военную кооперацию, при соблюдении кооперативных методов работы, с некоторыми особенностями. Каковы эти особенности, мы не знали год назад, хотя сознавали, что они должны быть; практика за год кое чему нас научила. Военная кооперация при своем зарождении ставила себе задачу: организовать сверхпайковое платное снабжение коопери­ рованных красноармейце! и комсостава, улучшив таким обра­ зом их материальное положение далее, после Вой сибконфе- ренции эта задача дополняется воспитательными целями: „Внед­ рения организационно-хозяйственных навыков в среду красно­ армейцев'-'. Как видите задача та же как и обще-потребитель­ ской кооперации, злесь и бирьба с рынком, путем организации закуиа и сбыта производимого, и культурное развитие, и все то, что преследует последняя. Но у военной кооперации не­ сколько иные условия выполнения задачи. В обще-потреби­ тельской системе, мы имеем крестьянина и рабочего средника и даже бедняка, все же обладающих денежной или натураль­ ной покупной, способностью и в крайнем случае, путем свобод­ ной затраты своих трудсил, могущие создать эту покупную способность. В системе же военной кооперации, потребители— красно­ армейцы и комсостав денежной покупной способностью обла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2