Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

87 — ш те к л о ь л н ѣ о б н ы е л б о ол у ь в ш е о л е ич ч е и н с о л , о и ч ч а т с о о б в ы ъ; к с а л ж ѣ д д ы ов й ат п е р л е ь п н о о да ч в и а с т л е о ль п и р м е ѣ п л о ъ дав с а р т а е в л н е и й э в т о и зм хъ ож н н а о у , к т ъ о д п о р л и ж д н е о тся неи в м се овѣ р р ав н н о о б о ы д т н ь ом у у вел п и р ч еп ен од о а , в а ат т ь ак в ъ ъ к н а ѣ к с ъ кол эт ь о ки н х е ъ учебныхъ заведеніяхъ и завѣдывать нѣсколькими лабораторіями, что тоже невозможно выполнить добросовѣстно. Вмѣстѣ со служеніемъ цѣлямъ учебныхъ заведеній центральная лабораторія должна нести еще слѣдующія функціи. Имѣя въ своемъ ш а н н і т й а а л т м и ѣ ѣ т х и с и т ч н м е а с и к г к о о о й в р ъ а и й , о т и н а с к а п а ы я и т л а з т а а б е п л о р ь р о н а с т о о о й в р ъ і с я т в а м ъ н о ц т ж і о и е й т и ъ и , л в н и ъ ест и з и н ав о т и й а с к и м ж м ѣ е о р с ф ѣ т у , и н в к ъ о ц тъ і э и то т х м р и ъ е м б и о и к в л о а и иномъ направленіи, развивать эту свою дѣятельность. Потребность въ такой аналитической и испытательной станціи громадна, —въ секціи х ч и ен м і і е и мъ мы вр с е л м ы е ш ни ал н и ад и о з о а ж п и ро д с а ы ть , и ещ с е оо б б о щ л е ь н ш ія а , го сю р д а а зв о и т т н ія ос э я т щ и і х е ъ ся з , ап а ро съ сов т ъ е. Разумѣется, при лабораторіи должна быть аудиторія, и отъ условій м чи ѣ т с ь т с а я и ли вр п е р м и ен э и том и ъ м а а у т д е и р т іа о л р ь іе н й ых к ъ лас с с р н е а д г с о тв т ъ ип б а уд н е а тъ 25 з — ав 3 и 0 сѣ сл ть у , ш о а г т р е а л н е и й , или сдѣлать аудиторію болѣе обширной, для широкой популяризаціи нашихъ наукъ широкимъ демократическимъ массамъ. Въ секціи химіи раздавались голоса, что надо для тѣхъ же цѣлей использовать народные д н щ о ы і м е х а ъ эт и н и а м и у и х к ъ ъ д , о а м у и д а и м д т а и о ж , р е ч іи т п о р б п е ы р д и л т с а а п г м о а ъ с л о а б м с и ь о т ж ь т н а о к т ъ ак бы ж по л е в о л д і л я у я с т т ь ч р т о н е и а н т і ь о я р - г и э а к н л с ы а п б е , о р р у и а п м т р е о а н р в і т л и а я ; л ю ь­ что же — это можно было бы только привѣтствовать. Я бы стоялъ за то, чтобы въ предлагаемыхъ мною лабораторіяхъ, какъ въ учрежденіяхъ болѣе спеціальныхъ, самыя широкія массы нашли отвѣтъ какъ на запросы практическаго характера, такъ и на запросы • духовные — пріобщенія къ знанію наукъ положительныхъ, являющихся основой современной культуры. А. В. Цингеръ въ докладѣ „О постоянномъ Бюро Съѣздовъ“ сказалъ слѣдующія мысли: вы­ „Нѣтъ такой профессіи, на которой работали бы меньше времени, чѣмъ преподавательская: 180 дней въ году. А вмѣстѣ съ тѣмъ нѣтъ болѣе утомленныхъ работниковъ, 'какъ педагоги. Нигдѣ не приходится встрѣчать такихъ неутомимыхъ дѣятелей, какъ товарищей - педагоговъ на Съѣздѣ, при труднѣйшихъ физическихъ условіяхъ работающихъ почти круглыя сутки. Такая трудная работа вполнѣ оправдывается тѣмъ п да р в о а г т р е е л с е со й м . ъ Об в р ъ аз п ц р о е в п ы о й да к в а а б н и іи н , ет к ъ о , то к р а ы к й им ч ъ увс м т ы вуе п т р ъ ед к с а т ж ав д л ы я й емъ изъ его пр с е е п б о ѣ ж по ет с ъ ло в в и а д м ѣ ъ ть пр е е г д о ы т д а у к щ ъ аг я о ге, до к к а л къ адч и ик о а б , ра п з у ц с о т в ь ую бу л д а е б т о ъ р ; ат т о о р г і д ю а , в а с у я д к и і т й ор м ію о, мастерскую и полную библіотеку; преподаватель можетъ непосредственно видѣть необходимое ему, а не читать или выслушивать слова: „подите

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2