Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

сирота) и кто-нибудь ее убирать, слѣдовательно она непремѣнно должна имѣть свой штатъ. Въ правѣ ли мы требовать, чтобы каждое учебное заведеніе завело себѣ такую лабораторію, въ правѣ ли мы требовать, чтобы государство, къ рессурсамъ котораго мы теперь должны относиться особенно бережно, въ каждой казенной школѣ завело такую лабораторію? Въ правѣ ли мы требовать отъ частныхъ учебныхъ заведеній, ютящихся часто въ наемныхъ помѣщеніяхъ, такой роскоши? А вѣдь правительстве не скоро еще будетъ въ силахъ взять общее образованіе въ свои руки и опе б р уд ат е и тъ вн д ы о х л ъ г , о и е л щ и е е п д о и л н ь о з л о и в ч а н ть ы с х я ъ, ус и л л у и гам г и ру ч п а п с о т в н ы ы х х ъ ъ ), и д н а и ж ці е а , то в р ѣ о р в о ъ ят ( н ко о , н те е ль су н Я б о с й и п д ш о и л к р а о у г л я а ѣ лъ и м х о ъ б ж ы . е , П тъ д р л а б к я ы ти т р ь ч я е д м с а к а и к у с х ч и ъ е м б у з н а м ы н ъ я х т ъ 4 і —й з 5 п а о в ч е а х д с и е о н м в і і ъ й и в м в ъ ъ ож н о н е б о д щ ѣ е л п о ю о б с . р т а р з о о и в т а ь шм од и и н ч м у е ъ с л к ч а а б и я о сл р л а о т а м б о ъ р ор ію у а ч т . е о В б р ъ н ія ы , г х о ъ в р п о з о д а л а в н х е ъ ѣ д , ен н о і е й б б о о р у л у ч ь д р ш о е в и ж а х д н ъ а н е а п т я о ся д р о л а д я з н м а ѣ в р с ц а ѣ е м н х ъ ъ т , ра с з л ъ а ь п н н р а е о я б с о о х л в и ь ъ общеобразовательной школы, со всѣми тѣми варіантами, какіе могла бы выдвинуть жизнь. Въ городахъ большихъ такія лабораторіи строятся по районамъ на нѣкоторое число учебныхъ заведеній. Въ общемъ при одной смѣнѣ въ день 1 залъ такой лабораторіи могъ бы въ недѣлю обслуживать 5 уч. заведеній, при двухъ смѣнахъ — 10. Я предполагаю, что 1 будній день въ недѣлю лабораторія приводится въ порядокъ послѣ 5-ти дней работы. Конечно, въ такой лабораторіи можетъ быть не одинъ только залъ для практическихъ занятій, что въ одномъ зданіи при штатѣ служащихъ далеко не вдвое удорожитъ дѣло. Во главѣ такой лабораторіи стоятъ слѣдующія лица: завѣдующій лабораторіей съ помощникомъ или помощниками и соотвѣтствующимъ штатомъ прислуги. в зу а ю ть т — с В я г ъ о э с т у у о с д т й а р р о л с й а т б с в т о о в р , ѣ ат о о б и р щ і с е е о с й д т . в е В е р ъ н ж н а к о н а е і к и о с й а т м а м к о ѣ у и п р х ѣ р ъ ав и л л а е б к н о а і р к е а ъ т и о в р ы т і ѣ й ра ш д зи о к т л о с ж л я н ы ы э , т к о о у у и ч ч а а п с с о т т л в і ь о е , зависитъ отъ условій времени и мѣста. Одно для меня ясно, что даже, если бы устройство такихъ лабораторій выпало на долю однихъ только учебныхъ заведеній, то и тогда имъ было бы легче справиться со своей задачей сообща, чѣмъ строить и оборудовать отдѣльныя лабораторіи для п р св о а о ж д и а е х в н ъ а і т я е 4 л с -х о е ъ й с , т ч к о а о р с и о о н в л ы ъ ел п ѣ т р ѣ ю а х т к ъ ъ ти б ч с л в е а о с г и к о и р х о с ъ о д б н с з ы т а х н в ъ е я , н т н і п й ы ре я в д , ъ а х н н о н т е ы я дѣ хъ л м ю ал с . в е Я о н е п ь м к р у і е я д д в и ѣ и л ж с у у кр п в о р о м е з ­ ненькія, лабораторійки. Могій вмѣстили, да вмѣститъ. А развѣ мало нашей братіи обходится совсѣмъ безъ лабораторіи и безъ эксперимента, не сотрутъ даже пыль съ приборовъ въ физическомъ кабинетѣ, потому что преподаютъ чуть не въ десяткѣ учебныхъ заведеній, гдѣ имѣется въ каждомъ по плохенькому физическому кабинету, — все некогда въ этомъ хламѣ разобраться. Конечно, условія труда преподавателя должны измѣниться, но вѣдь мы хотимъ, чтобы число учебныхъ заведеній очень сильно въ Россіи возросло, чтобы число часовъ по химіи и физикѣ въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2