Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 84 — П. П. Л е б е д е в ъ (Москва) читаетъ докладъ: „Центральныя учеб ныя химическія лабораторіи“ . М.м. Г.г. перим Н е е н о т б а хо и ди л м а о б с о т р ь ато п р о н ст ы а х в ъ ле з н а н н а я г т о ій н п а о до в л сѣ ж м н ъ ую отд в ѣ ы л с а о м ту ъ е к с л т а е с с с т н в а о г з о на э н к ія с,, и піа в л ъ ь Т н ч ѣ ы а м х ст ъ ъ н в о н с о е т з и р м а е п ж н о е ѣ н е ф і , й и о . з с и о к бе ѣ нн и о х в и в м ед іи е , ні с е ов п е р р а ш к е т н и н ч о еск н и е хъ вы з з а ы н в я а т е ій тъ въ пр д и о н л ц ж и ной мѣрѣ по всѣмъ отдѣламъ естествознанія наталкивалось и еще долго д бу о д ст е а т т ъ ок н ъ ат в а р л е к м и е в н ат и ь , с у я че н б а н р ы я х д ъ ъ п ча р с е о п в я ъ тст и в , ій в ; то и р з о ъ е н , и н х е ъ до д с в т а ат г о л к а ъ вн ср ѣ е й д ш ст іе в : ъ н н е а самыя помѣщенія для соотвѣтствующихъ кабинетовъ и ихъ оборудованіе. Первое препятствіе—недостатокъ времени — вѣроятно можетъ быть- с ш е м т к с я о я г л ч м ь е н н н а ѣ о г , о п н р е о и в б ъ р к а о т з р у о е в с н т а н о н о р і м я о ъ . ну М п ы е и ре м в с с ы м е с о л т е и р щ м ѣ е ъ в н о в а о с п б е р щ а в е в ъ л в я с с е т е й а м р ъ н ы а х н ш ъ а е ш й ф е о си р в с м н т и а е х м м ъ а ы , н з і с е а р , б е ы д сд н в а ъ е , что на очереди не только измѣненіе программъ, отвоеваніе нѣкоторыхъ ч ст ас в о е в н ъ но- у ис г т у о м р а и н ч и е т с а к р и н х ы ъ. хъ Ка н к а ъ у в к ъ ъ у в п ъ ра п в о л л е ь н з і у и шф к и о з л и о к й о- м хи ы м в и с ч е е е с щ ки е х м ъ ы и сл е и с м те ъ , что новая школа будетъ жить при старомъ правительствѣ, такъ и въ дѣлѣ выработки программъ мы все еще сами себѣ, можемъ быть не безъ основанія, не довѣряемъ и думаемъ, — а какъ бы такъ сдѣлать, чтобы ученика поменьше задержать въ школѣ. Конечно, въ школѣ, гдѣ экс- темпорале смѣняется диктантомъ, диктантъ—рѣшеніемъ ариѳметическихъ задачъ на тему, какъ купецъ мѣшалъ два сорта чаю и такимъ образомъ надувалъ покупателя, а гдѣ-то на 5-мъ урокѣ совершенно измотаннымъ ученикамъ еще предлагаютъ въ скверненькой лабораторіи развлечься опытами по химіи, —въ такой школѣ пробыть и 5-ть часовъ слишкомъ много. И если мы не въ силахъ измѣнить самый духъ нашей школы, то дѣйствительно всѣ наши усилія должны быть направлены къ тому, чтобы какъ-нибудь сократить число часовъ по всѣмъ предметамъ и у к п о р въ ощ , е к н ак н ъ ую то схе п м р у ед у л р а о га к л о о в с ъ ь в н ъ а н 1 о - в м о ъ й н ш а к ш о е л м ѣ ъ с з о а с с т ѣ а д ви ан ть ія, н а е , д н л а я пр 8 и 0 мѣ у р р ъ о, для 40 или 30. Я думаю —учащійся долженъ пріучаться прежде всего къ работѣ. Вопросъ не въ томъ, чтобы выкроить для ученика средняго и старшаго возраста 4-хъ часовой рабочій день, а въ томъ, надъ чѣмъ и какъ будетъ работать учащійся. Второе препятствіе для введенія практическихъ занятій по всѣмъ отдѣламъ естествознанія въ широкомъ масштабѣ — недостатокъ средствъ — остается въ силѣ и даже дѣлается болѣе грознымъ съ общимъ вздорожаніемъ жизни, съ обнищаніемъ страны, съ полнымъ истощеніемъ самого центральнаго правительства денежными средствами. На ряду съ запросами средней школы встаютъ передъ нами требованія нести наши знанія въ широкія массы населенія, всѣми силами стремиться поднять эти массы до уровня, когда человѣкъ д м а о р ж с е т т в ъ а. съ правомъ нести высокое званіе гражданина Россійскаго Госу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2