Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 71 — нительной записки. Докладчикъ примѣнилъ здѣсь пріемъ запугиванія: 1. „программѣ нѣтъ приличнаго имени“ , 2. „она хуже существующихъ“ , н 3 ст . ы а х т „ ъ п о и ч в н с ы а ы т р х ь ъ аж п о е р с н о н і г й о р . в а а Б м н а м і ч й у ин н л с е е к л г і к ь й о зя , в . о и Д зр я а а л ж н ьн а а п л ѣ и ъ й с ш а п л і р я ъ от з и е а е в м “ ъ ѣ . ч Т с а л а н о к і в ъ я а г к „ о э а в ѳ с о а и р л р и и ъ т с ь “ ь ; н б о о е т з д ъ в ѣ ѣ л д д ь о ь это только названіе, вмѣсто эѳира изобрѣли что-то другое: „физическая н ра е ж пр а е л р ъ ыв т н о о л с ь т к ь о “ . п О р н от ъ ив с ъ сыл ст а а л р с а я го на вз а г в л т я о д ри а те н т а ъ э Х ѳ в и о р л ъ ь , с к о а н к а ъ , к н от а ор м ы ат й ер в і о ю з ; этого программа и не придерживается. Если уже говорить про авторитетъ Хвольсона, то надо помнить, что законы Ньютона во всѣхъ его курсахъ приведены по-латыни и положены въ основу. Если встать на строгую научность, то къ объясненію явленія радуги, пропускъ которой отмѣтилъ т Б е а о ч р и о н л с о к гі і ю й, н м е ы льз и я н ж е е п п р р е и д м п ѣ о н л и а т г ь ал т и е , ор н і о ю , Э въ ри. к В ак п о о м л ъ нѣ р в а к з л м ю ѣ ч р и ѣ ть на в д с о ю э м т е о с у д д ѣ а л чн ат ы ь я , д в о ы кл р а а д ж ч е и н к ія ъ , н н е о с с а к м а а за п л р ъ о . г Я рам пр м и а зн п а р ю и , н ч ц т и о пі е а с л т ь ь но не д т о о к ч л н а ы д я чи и ко н м е ъ н че е ск ра ій зо п б р р і а е н м а ъ, и п о о с д т о а б л н а о сь ег н о ез й ы д б е л ѣ ем о о б й ъ . В „ е у с з ь ко д к о о к л л е а й д н ъ о — ст э и т “ о , к ск о о т р ор ѣ а е я, по п л о ем ег и о словамъ, служила для вылавливанія оппонентовъ. П р е д с ѣ д а т е л ь ставитъ на голосованіе предложеніе: ограничить в м р а е е м тс я З я а . т к ѣ а м ж ъ да г г о о ло о с р у а ю т т о с р я а; тр б и ол з ь а ш яв и л н е с н тв н о ы м х ъ ъ г р о а л з о л с и о ч в н ъ ы п х р ъ ед ср л о о к ж а е : ні з е а п 1 р -ы и й н — и 5 мин. — высказывается большинство; за 2-ой — 10 мин. — меньшинство; за 3-ій—15 мин.—никого. П. А . З н а м е н с к і й (Петроградъ). Я крайне удивленъ характеромъ тѣхъ возраженій, какія мы услышали отъ А: I . Бачинскаго. Я смущенъ, увидѣвъ, на какой путь сталъ А . I. Я буду кратокъ и оставлю безъ отвѣта рядъ частностей, на которыя отвѣтилъ уже А . П. Афанасьевъ. Отвѣчу по существу. А . I. указалъ, что имѣются два пріема разработки вопросовъ: бюрократическій и парламентарный. Можно полагать, что путь, и ет з ъ бра б н ю н р ы о й кр к а о т м и и че с с с к іе и й мъ п . ри Я ра д з о р л а ж бо ен тк ъ ѣ с п к р а о з г а р т а ь м , мы что по эт ф о из н и е кѣ т , а о к н ъ ъ . с К ч о и г т д а а создалась комиссія по реформѣ средней школы въ министерство Игнатьева, и необходимо было спѣшно подготовить программу по физикѣ, передъ л н г г р и а и м у ч с п т е ъ е п с , р к о к с и й т о х в т ъ п у о е р т с п ы о р р я б о о р г г н р а р е н а а о д і м я д с х м н к ъ о у и к , х р ( ъ к д а , о и т т н д ф о о а и р к а з т и я в и ы к ч о о с е т в к с в ъ а к ѣ з о ы ч с й а т в л а а к л а л о а и м б с и ы о ь с б с я т і н з ѣ е а а й м т ъ е п с л ъ р и ь ѣ и н д з е а д Р я я а у м х с з ъ ъ с а к д и о и а м ч т а в ъ ѣ ъ м д Ф ъ а п т и е ь з н д и а а м к ч г о и о а - Химическомъ Обществѣ, на 2-мъ Менделѣевскомъ Съѣздѣ и на 1-мъ Всероссійскомъ Съѣздѣ преподавателей физики, химіи и космографіи). Группа петроградскихъ педагоговъ привлекла москвичей Н. В. Кашина и А . В. Цингера и по своему крайнему разумѣнію разработала программу и объяснительную къ ней записку. Докладчикъ долженъ былъ возразить намъ по существу. Въ объяснительной запискѣ указано опредѣленно на тѣ задачи и цѣли, какія должна преслѣдовать физика въ средней общеобразовательной школѣ; какова роль теоріи и эксперимента въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2