Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

степенную важность имѣетъ выбрать изъ этой массы фактовъ и понятій. наиболѣе важное и, во что бы то ни стало, добиваться непремѣннаго и твердаго усвоенія этого важнаго учащимися. 2) Чрезмѣрная, прямо невѣроятная обширность. граммой университетскаго „сокращеннаго“ курса, читаем Ср аг а о вн м ен ос іе ко с в ъ ск п и р м о ъ естественникамъ, показываетъ почти полное совпаденіе. Если нѣкоторыхъ вопросовъ университетской программы не значится въ новомъ проектѣ, зато есть мною ской, но внесенн во ы п х р ъ ос в о ъ въ н , о о в т ы су й тс п т р ву о ю ек щ тъ и . хъ Это въ бо п л р ь о ш г е р ю амм ча ѣ ст у ь н ю иве в р о с п и р т о е с т ы т ст р и удн св ы ѣ е т , а на п п о р.: Ф а у б к с о о , лю за т к н о ы н я ъ э Б л р ек ус т т р е и р ч а е , ск з і а я ко е н д ъ ин С и т ц е ы фа , н о а пр и ед з ѣ а л к е о н н і ъ е с В к и о н ро а ,, з ц а іи ви ц си 3 ѣ ) м п о Б и с у т и д ь у т п ч . е и р д , і . о с д ъ а э о л д е н к о т й ри с ч т е о с р к о и н х ы ъ , и ко зл л и еб ш а н н е ій с о л т о ъ жн е ы мк м о и сти и и о с б а ш м и о р и н н ы д м ук и , новыя программы, съ другой, являютъ рядъ существенныхъ пропусковъ. Нѣтъ упоминаній объ вліяніи раствореннаго вещества на кипѣніе и от- вердѣваніе жидкостей, поляризаціи электродовъ, Хладніевыхъ фигурахъ, фотографіи, радугѣ, молніи (вообще пропущена вся метеорологическая ч н а о с с т ти ь 4 ) ) р и а Б с у т ш д . и у д р ч . е и Х н о і ч т я р ѣ е в л з о о в д с ы ы ь ча п б й р ы н и о та н п к а о ж г д р е р ѣ о в в б а и н н д ы і ѣ и м т . и ь в я ъ вн к ое ур у с п ѣ ом ст и а н р а ш н и іе хъ об к ъ ла о с с с о о б в е ъ н , , п п р ен ог и р , а а мм и ы ме с н т н р о ад в а ъ ют о ъ бл я а в ст н и ою эле н к е т р р а и зр ч а е б с о т т в а а нн и ос м т а ь г ю не в т ъ изм ку а р ( с с ѣ тр п . е 1 р 9 в 2 о —й 1 с 9 т 3 у ) . Мы читаемъ здѣсь: основныя явленія магнетизма; и въ видѣ поясненія, „полярность, оріентировка магнита въ пространствѣ, магнитная индукція“ . Слѣдуетъ ли думать, что опыты съ магнитными спектрами не относятся, по мнѣнію авторовъ, къ тому, что надо пройти на первой ступени? А м ст е а ж те д й у н т о ѣ е м з ъ на э ч т е и ні ч е р . е Е зв щ ы е ча н й е н н о ад п о ро л ст и ые ск и аза к т р ь ас у и ч в е ы н е ик о а п м ы ъ т , ы ч и т м о ѣю зе т м ъ л п я ер ес в т о ь магнитъ? Замѣтимъ, что въ случаѣ вѣтвленія школы, вѣроятно, будутъ такія отдѣленія, гдѣ курсъ физики ограничится „первой ступенью“ . Не обильны будутъ свѣдѣнія учениковъ этихъ отдѣленій по магнетизму. Еще менѣе благополучно съ электростатикой. Здѣсь прямо сказано: „основныя явленія электростатики“ ; развитія и разработки нѣтъ (лишь нѣсколько словъ въ объяснительной запискѣ). 5) Методическія погрѣшности. Вотъ наиболѣе характерныя: авторы ставятъ электростатику въ концѣ курса первой ступени, послѣ динамо- машинъ; законы Ньютона, по мнѣнію авторовъ, должны сообщаться у т ч о е н н а и в к ъ ам е ъ го въ Pri п n о c д ip л i и a нн с о о й ст ф ав о л р я м ю у т л ъ иро л в и к ш ѣ ь Н о ь д ю н т о он з а ве ( н 21 о 2) с . л Н о о жн з о ак й он с ы ист Н е ь м ю ы - опредѣленій и аксіомъ, притомъ—звено заключительное; не предпосылая имъ Ньютоновыхъ опредѣленій, мы не можемъ раскрыть ихъ истиннаго смысла; усвоеніе ихъ будетъ чисто словесное. Авторы забываютъ, что' P н r и i м n а c н i 6 p ) ія ia Н . — ако ц н е ец у ъ че , б е н с и ть къ п , ог а рѣ т ш ра н к о т с а т т и ъ, чи п с р т и о то н м а ъ уч в н е ы сь я м . С а в т ѣ р т у ъ дн о ы бъ й я д вл л я я ет п с о я волновымъ движеніемъ въ эѳирѣ (стр. 196 и 219); „числовое значеніе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2