Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 67 — ніемъ въ періодич. системѣ). Электролитическая диссоціація и вообще ■блестящія мысли Арреніуса должны найти доступъ въ среднюю школу. 6. Коллоидальное состояніе, быстро прогрессирующая химія бѣлковъ, з и а д ц е і я и В П у ъ и м к и з т а р е к а л ю о ю б щ ч ъ и е х н о ъ і т е к т р н о ы е ж т е ы мо х м ъ г о у г ц у н ѣ т е ъ пя о н х с а ъ т й а т н в и о ъ в м и ж ѣ т и с ь т в с о ы я х в н ъ ъ а к м о у д о р н л с о е а м к х у ъ ъ л , а с т р х а ъ е к д ж н и е ей ж о ш г ц у к и ч о к е л л м ы и ъ . и неотложномъ вопросѣ, тѣсно связанномъ съ темой моего доклада. Мой опытъ преподаванія товаровѣдѣнія (въ Петроградѣ въ Тенишев- скомъ училищѣ, Коммерческомъ училищѣ I Т-ва преподавателей и друг., а въ Москвѣ на счетоводныхъ инвалидныхъ курсахъ) убѣдилъ меня въ необходимости этою предмета, какъ общеобразовательнаго, живого и также служащаго цѣли синтеза знаній, въ каждой общеобразовательной средней школѣ. Здѣсь только этотъ предметъ можетъ быть освобожденъ отъ специфически-товарнаго характера и соотвѣтственно этому получить названіе „элементарнаго краткаго курса технологіи “ . Докладъ П. П. Лебедева на химической секціи „Вопросы технологіи въ средней школѣ“ , къ сожалѣнію, не поставленный для обсужденія въ общемъ собраніи, содержитъ тотъ же выводъ: „Необходимъ отдѣльный курсъ технологіи въ средней школѣ“ . Позвольте мнѣ выразить увѣренность, что теперь, когда Россія стоитъ на порогѣ изученія и научной разработки своихъ естественныхъ богатствъ, средняя школа отвѣтитъ на запросы жизни. Пусть средняя школа сброситъ неосхоластическую книжную скорлупу, чтобы сдѣлаться, въ свободной Россіи, дѣйственнымъ, творящимъ элементомъ культуры духовной и матеріальной. И такъ какъ нѣтъ отдѣльныхъ наукъ, чистой и прикладной, а -есть одна наука и ея приложенія, то пусть девизомъ новой свободной школы будетъ гармоническій синтезъ знаній. А. I. Бачинскій (Москва) читаетъ докладъ „Замѣчанія о физиче­ ской части „Матеріаловъ по реформѣ средней школы“ (Журналъ Мин. Нар. Проев., 1915). Статьи о постановкѣ практическихъ работъ, объ экскурсіяхъ, объ устройствѣ физическаго класса и физической лабораторіи заключаютъ въ себѣ рядъ цѣнныхъ идей и вполнѣ стоятъ на уровнѣ современныхъ педагогическихъ тенденцій. Нельзя повторить того же относительно программы и объяснительной къ ней записки. Обѣ послѣднія сильно уступаютъ не только проекту, выработанному въ 1898—9 г. работавшей подъ предсѣдательствомъ проф. Умова „Комиссіей по вопросу о мѣрахъ къ лучшей постановкѣ преподаванія физики въ мужскихъ гимназіяхъ“ , д н о о ст и атк д и ѣй н с о т в в а у г ю о щ п и р м о ъ ект н а ы — н с ѣ лѣ о д ф ую иц щ іа іе л : ьн 1 ы ) м пр ъ ед п л р а о га г е р м ам ы м я ам зд ъ ѣ . сь Гл п а р в о н г ы р е амм не ы въ сущности себя упраздняютъ и вводятъ безпрограммность. Неоднократно (стр. 204 вверху, стр. 210 вверху) и настойчиво говорится о томъ, что н пр ія еп и од т а . в д а . те М ль еж м д о у же т т ѣ ъ мъ пр м ои ат зв ер од іа и л т ъ ь в ф ъ из н и и к х и ъ т о а б к ш ъ ир о н б ыш я ир к е у н п ъ ю , р ч ы т , о из п м е ѣ рв н о е - ­ 5*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2