Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 65 — в с б і и о я г т м о ія ъ сл н о и е вс п ш к о і с й к ѣ о щ л ф ѣ а е к , н у і а я л м ь л т ъ и е ч т у н ъ ч ы , е м н и ъ ы к х о ъ з т н о а р о к ы б о щ й м е с о с т б т в в я а ъ з м а . ъ нъ И с з ъ в ъ оз н м б а л о т е ж у с н р т о а я с л щ т и ь и с ю х т ъ ам св и п о р , е е г э д о к ст ск а р в у а и р з ­ телей синтетическаго знанія позвольте напомнить вамъ имена Сванте Арреніуса, котораго съ равнымъ правомъ считаютъ своимъ и астрономія, и в с ф е и и л ч з ь а и б к у а М р , г о а и р , о х и з и ов м к а о і , я т , о к р и о ы т й н о а р ш о а д г е о и г н о а н к д е о о в р м о о о г г б о л л г и е о с , т р в я а ѣ щ з ч д і н я а о в - и и ю т н т ь а в г о д о р а ч Н ж е и е с к к о і 2 я л 0 , а о я л р А ѣ и л т г ъ е и к н с а а Ш л н ь л д н и р ы о с я мысли высказывалъ и въ космогоніи, и въ химія, и даже за послѣдніе дни въ экономическихъ вопросахъ, по-своему освѣщая основные законы денежнаго хозяйства въ интересной математической обработкѣ *). Мы должны приложить всѣ усилія къ тому, чтобы наша школа помогала, а не мѣшала развитію талантовъ и любви къ знанію, чтобы о ш н е а ск б и у х д ъ ил п а ор м ы ы в с о л в ь ъ, и ч з ѣ а м ж ъ иг т а а л к а ъ с г в р я ѣ ту ш ю ил ж а аж ка д з у ен и н с а т я ин ш ы к , о а ла н . е О г д а н си им ла ъ ю и н з о ъ средствъ къ этому я считаю переработку курсовъ физики и химіи въ цѣляхъ приближенія ихъ къ идеалу одной науки физико-химіи, понимая ее не въ узкомъ смыслѣ нынѣшней „физической химіи“ , а въ смыслѣ единой „физики“ Умова. Если рѣзкія грани, а часто неприступныя стѣны между физикой и химіей раньше имѣли свое объясненіе и даже находили оправданіе, то врядъ ли теперь, во время синтезированія и подведенія итоговъ, въ пользу этого можно найти сколько-нибудь серьезный доводъ. р ж м а і д и к е т н д е М і р л е ъ я ѣ о р ф о с ы о р и б г з к а а и ъ г н к о и о д ч в ф о е ъ и с с , т к з и и і к й ж к у , о р е и н - с х о і и ю э в к м ъ с и н т ч а ф р м е е и с н ѣ з к н ч и а ы е к г н и о й н : о и о р й т а д м с м ѣ а ш т н л и е о е м р н ю е а і я н т ц и іе ѣ ф к л и и и и з д .- у м л м г о я л а г т у у х . б т и л ф ъ м е а н и к и і к у е м о л ѣ в ь к т ъ т у ь е , р т с а и у а ч п х х р р и а е и каждомъ университетѣ, подготовительные и „дополнительные“ 2) курсы д н зи л и к я х и ъ у д ч ш о и к л т о ж е л л н а е ы х й ъ , р п а т о с и с ш п т а и р р о к е и л н т а н ь с ы с и е ич у с е о г с л о к у т и б в х и ѣ ъ т т ь с г т и в ф у м и ю н з щ а .- з х и і и й м м , ъ и ес ч о л е б и с р к а і т з е о ак м о о ъ т в . д о ѣ У й л ч ы е с . б о н х В и р ъ к а и н с и р т ф е с и д я , н д е ѣ о л б ъ х , од в и ъ м к ъ ра к й у н р е с м ъ ъ п с р л и у р ч о а д ѣ ов т ѣ о д л ѣ ь н к і о я, пр и оп в е ъ дев н т е и м ч ъ еск ф о и е зи ф к и о з - и х к и о м - и х ч и е м с и к ч ій еск о о т е введеніе въ курсы физики и химіи. Курсы химіи какъ для высшей, такъ и средней школы довольно полно прониклись физическимъ духомъ (какъ, наир., курсы Ноііеташі’а и учебникъ Созонова и Верховскаго); я въ дальнѣйшемъ остановлюсь кратко на тѣхъ отдѣлахъ физики, которые особенно нуждаются въ углубленной химической обработкѣ. 1. Начало сохраненія энергіи и вещества, к п а о ю да щ в і а й те п л р я и л н и ц ц и о п м ъ ъ ф к и ъ зи л к и о ц -х у им съ ич к е р ск уг а о г в о ор з о н т а о н м ія ъ , н в е е и щ з е к б с а ѣ т к ж в ъ а но о в с ъ с н т о а п в в р и н и т о р ъ й од в п ѣ с р е е и п рони­ особенно съ явленіями горѣнія, дыханія и газоваго питанія растеній. Ассимиляція углерода, ¿щль хлорофилла, катализъ одинаково принадле- 1) „Какъ прекратить вздорожаніе жизни“ , Москва, 1916. 2) Выраженіе „Одесскаго Отдѣленія Распорядительнаго Комитета I Съѣзда“ по вопросу о подготовкѣ преподав, физики. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2