Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 64 мографіи должно матическихъ наукъ б , ы п ть ри ли ч ц ем о, ъ окончившее университетскій курсъ'мате въ виду важнаго значенія химіи въ совре енномъ ходѣ развитія физики желательно улучшеніе и углубленіе становки преподаванія этого предмета студентамъ-математикамъ“ . Я п н о е буду болѣе утомлять вашего вниманія цитированіемъ аналогичныхъ н м о н в ѣ ъ ні в й ъ , н д е о о к д л н а о д к ѣ рат „ н Х о им вы ія с , ка к з а ы к в ъ ав у ш ч и е х б с н я ый мно п г р и е м дм и ет л ъ и “ ц , ам ч и и . та С нн . о И мъ . С н а а зо I Съѣздѣ, проводилъ ту же мысль. никш Е е с е л в и ъ я п п ед о а зв го ол ги яю чес с к е у б ю ѣ с п р о е д д ч у ер п к р и и в з а н т а ь ні е е щ н е е р р а а з з ъ ры с в т н о о л й ь с г в л я у з б и ок о о бѣ п и р х о ъ наукъ, на экстренном* совѣщаніи, призванномъ разрѣшить неотложныя реформы преподаванія нашихъ предметовъ, то дѣлаю это потому, что, к к ти и ог т х д ь ъ а с Е я с с р в л в а е и з ъ р б ш и в fa т ы е c ы н i і e с й n о ц , г d ѣ л м a п а , е и с ч а и т с т ы к f е a о с c д в ь i о e ы n л с в ъ ж d а a н в т ы ш ѣ въ і м я в ъ о f , р п a у c л ч с t о т a с о т . к и у ц т ю ь ѣ с л я ь ш , ю к d о e ш л si у к d , о e л r н a ы а ta . с я т в д а л о л я л а е ж т п н с о ы я р в а п с р е в е м е в ѣ л р и р а н че о н е іе со ч д и ѣ с й л с а тві „ е лю г д а е р й мо м н ы ич сл е и ско и му во р л а и з , ви у т м ію ѣю у щма их и ъ в н о е ли то ю л н ь о к ш о ес ж т и ва т , ь, ув н е о ли и оправдывать свою жизнь“ , въ чемъ Умовъ видѣлъ сущность высшей культуры, то забота о цѣльномъ, гармонически-стройномъ міровоззрѣніи ость одна изъ главныхъ обязанностей школы, а синтетическій о т м т е е р л т ъ о о ж въ п н р о е е й с п т о и ь д м а е с в р н а е н н д о і с я тв ф о из к и ъ ки ос и ущ хи ес м т і в и л , е а ні т ю ак э ж т е ой и о д б р я у з г а и н х н ъ ос б т л и и , зк с и уг х у ъ б х о п ар р н а е к д е сейчасъ. Я позволяю себѣ утверждать, что отсутствіе надлежащей подготовки по химіи преподавателей физики (и наоборотъ), соотвѣтствующіе недостатки учебниковъ физики, въ которыхъ физ.-хим. отдѣлы пробѣгаются подчасъ, какъ тяжелая повинность или непріятная подробность, есть недостатокъ, подлежащій исправленію въ ближайшее время. Дѣло не только въ согласованіи программъ, но и во взаимномъ про никновеніи, а въ отдѣлахъ физ.-химическихъ полномъ и углубленномъ слія ніи обѣихъ наукъ , а по Умову двухъ частей одной науки. На настоящемъ съѣздѣ часто высказывалась забота о русскихъ с с т а о м р о ъ ро р д а к з а в х и ъ т , ію об т ъ ал о а б н я т з о а в н ъ но и сти ген ш іе к в о ъ л ; ы я да п т о ь ла в г о а з ю м , ож чт н о ос о т д ь но и и ш з и ъ ро с к р і е й дс п т р в о ъ т к е ъ зъ э , т п о о м с у к —ол си ь н к т у ез о ъ нъ на в у о к о ъ бщ б е ли ос з у к щ их е ъ ств и ле р н од ъ ст в в ъ ен н н а ы у х к ъ ѣ д у р н у и г в ъ ер д си р т у е г т у с , ко с й ин и поскольку онъ возможенъ въ аудиторіи средней школы. Быть можетъ, нѣсколько фактовъ изъ исторіи пауки подтвердятъ, какъ безсиліе школъ стараго типа ніе новыхъ творческихъ идей, такъ да и ть б ш л и ес р т о я к щ ій іе кр р у е г з о у з л о ь р т ъ аты и п с о и н н и т м ез а а энаній различныхъ и рѣзко разграниченныхъ наукъ. Я вспоминаю какъ всей силой своего огромнаго авторитета систематикъ Кювье, больше всѣхъ занимавшійся разновидностями, подавилъ эволюціонное ученіе, д н ж а е а н ц ю н ъ т о с е н я а Л т е у г а р о м а а л б р и і к о с г о т р м о а м ъ ф , ъ ы , к , о и т б о ы у р т л ы в ъ е й рж бы де л н ъ но в е ое Д н а н р ы в м и ъ н , ом по ъ т , ом ко ъ то м р е ы д й и , ко к м а ъ къ и в н ы ак р о а посредственнымъ ученикомъ гимназіи Бёт- лера, безъ успѣха учился два года медицинѣ и кончилъ посредственно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2