Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 54 — шихъ О Ст д п р н р е о и м б в я о р с р ь е о м в р я ъ а : з я в л и е п т й о ь д р . у в ч б ъ и ан л у к ъ ч и е , н ср и р а к е в о а н с х и т ъ а т т ь о ы х с о ъ и ту э т т . к а ъ д л . о г н р а а м ф и ич н е ѣ ск ко о т м о у ры вы е р и а з ж ъ ен н і а ю зависимостей и пониманіе чужихъ діаграммъ, мнѣ часто приходилось предлагать имъ соотвѣтствующія работы. Графики дѣлаются на большихъ листахъ слоновой, миллиметровой бумаги для пользованія, какъ стѣнными таблицами, или же на желатинѣ для діапозитивовъ. Такъ изготовлены графики колебательнаго движенія, изученію котораго,—кстати сказать, удѣляется много времени,—графики всячески слагающихся волнъ и т. п. изъ разныхъ отдѣловъ курса. Все, что сдѣлано,—поступаетъ въ кабинетъ и становится учебнымъ пособіемъ. Понятно коллекція чрезвычайно обогащается съ каждымъ годомъ, демонстрировать все, что есть, становится невозможнымъ, и увеличивается выборъ демонстрацій. Ученики очень горды тѣмъ, что ихъ работа становится нужнымъ учебнымъ пособіемъ; считаютъ все физическое хозяйство какъ бы своимъ и крайне бережно относятся ко всѣмъ приборамъ. Не было случая за в к с о е й, в х р о е т м я я п , о ч с т т о о б я ы нн х о от п я ри о х д о и д н и ъ тся пр о и с б т о а р в ъ ля б т ы ь л к ъ ла и с с с п ъ ор н ч а е е н д ъ ин ш ѣ а с л ъ ов п л р и и в б о о й рам р и у. Приписываю это въ значительной степени тѣмъ отношеніямъ между т р а у х к ъ ов с о о д т и р т у е д л н ем ич ъ ес и тв у а ч . е З н д и ѣ к с а ь м б и л , и к зк о о т , ор в ы пл я от у н ст ую ан , а п в о л д и х в о а д ю я т т с ъ я д н р а уг э ъ ти к х ъ ъ д р р а у б г о у учитель и ученикъ и научаются смотрѣть другъ на друга просто, безъ п н ри р и т е к ъ д а у в н б ъ а ѣж у т д ч о е л и н п т і ѣ е я л . , я вс и е з г ъ да то п л о п р ы о , ж а да в е ъ ма у г ч о ит в е ъ лѣ уче т н ѣ и м к ъ ѣ , ч т т ѣ о м о ъ н , ъ чт в о ид о и н т ъ ъ с у м ч о е т Можетъ быть мнѣ скажутъ, что описанныя работы захватываютъ меньшую часть класса, а большая часть остается инертной? шинст С в н о а . ча В л ъ а з э н т а о чи та т к е ъ ль и но б й ыв ст ае е т п ъ ен , и но я ско п р р о ип и и н с т ы ер в е а с ю ъ э з т а о хва в т ы ы с в т а у е п т л ъ ен б і о я л м ь ъ по личному почину учениковъ активной части класса. Отношеніе къ тому, какъ въ такомъ случаѣ проявится товарищъ, конечно, гораздо острѣе, чѣмъ при обычномъ формальномъ „отвѣтѣ“ при „вызовѣ“ . т н ет о іе ъ м м у ъ е У г м о к а ъ и л в н о н л е и р и в м т ч н н а н и н ы о м і с х е а т ъ т и и е и л т п л ь о о и н в м ы а м и р х м а ъ и л о , щ о э а е т , и г а о н ч т ѣ о в е с м о р т л ъ е р и с о у , к т ю в ъ а о , щ в т о и л е б е м х у к с ѣ с я а л е е о т ф г в ъ о и л з е е р и г н о а к н з о а н с й я у а ж к у б о д ч о н е е л е н н ь ц и і ш й ъ к е , о в в н ъ о ъ а т о п н б и р щ о я ш п у г о а ю е работу, захватывая и самой темой. Все, что я вамъ разсказалъ, привело меня къ глубокому убѣжденію, что такая постановка преподаванія полезна и для учениковъ, и для учителя. Ученикъ горячо, живо выслушиваетъ и усваиваетъ предметъ, п че о с п т у в т ъ н , о ц п ѣ р н і н об ы р х ѣ ъ та н я а и вс р я а к з о в м и ъ вая поп м р н и о щ го ѣ цѣ д н ѣ н ят ы е х л ъ ь , но чи ст с и то , п ж р и и те л й ю ск б и ой хъ сп ка е-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2