Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 53 Каждая работа, прошедшая черезъ руки учениковъ, служитъ темой особаго доклада, которому посвящается урокъ. Весь часъ проходитъ въ демонстраціи, вопросахъ, отвѣтахъ, иногда спорахъ. Обыкновенно здѣсь д ж о е лж у е Е к н с о л іе г и о- с л т л и е ѣ м б д о а уе д р т а о ъ е ж т в д ъ ъ ае х т м о с т а я ь сте к н р а о с к в к у а о ю я й -л . м иб ы о с * ль воз п м ос о т ж а н в о и с т т ь ь, о я пы н т а ъ с , т и аив о а п ю ят , ь чт п о р б о ы было произведено измѣреніе, и, надо замѣтить, это дѣлается очень охотно. Одинъ ученикъ говорилъ мнѣ: „когда только наблюдаешь,—все точно кругомъ ходишь, черезъ стекло смотришь, а когда измѣряешь,— точно въ руки взялъ“ . Въ этомъ много правды и выражено не плохо. Работы этого рода я особенно цѣню. При налаживаніи какого-либо опыта р сл а ѣ зв д и о в в а а ю те т л с ь я но изо м б ы р с ѣ л т и а т т ь е ; ль о н н о ъ сть п , о н н а е х в о о д л ч ѣ ив п ос р т о ь ду у м ч ы е в н а и е к т а ъ , с г п л о у с б о ж б е нос т т о ь , ч п т о о услышалъ на урокѣ, а это очень важно, такъ какъ первыми берутся за р з б я о а т б щ а о і т е с у р п а н о з а у и н б о с о в д л ы е ѣ м р е ъ ж у и д в в л л а я е е к т н а ъ ю их щ и ъ х іе ъ и ся д н е е и я м м ч н ъ а о с г и т о о , об п о р о н а э и т за о м м п ъ у р . і с у л Э ч и а к ш ю сп т к е с о р я м и ъ м у е б м н ы ѣ т с р а т я л р т ь о ь н с а к я с о в р л о а ь ю фантазію, а какъ эта фантазія способна разыграться,—это каягдый изъ насъ, конечно, не разъ наблюдалъ. вивае Т т а с к я и , м та ъ къ об к р а а к з ъ ом с ъ ъ , т д а и к с о ц й ип р л аб и о н т и о р й уя с с в ь я , з ф ан а о нт м аз н і о я го въ ли т ч о на ж го е т в в р о е р м ч я ес р т а в з а , хотя бы и очень элементарнаго. Очень цѣнны, поучительны неизбѣжныя ошибки и чисто техническія трудности, съ которыми встрѣчается работающій. м бо о р ж ы н П о к с о о т в л и т л о е т р к а я к ц ю ъ іи : , ч к с т о п о л л б л о ы е ш к м ь ц о ія ж да н ф о р и я з б д и ы о ч л м е о с ъ к п и р у х о п ъ и о з т п в р о р е д и б и б л т о я ь р ю о т и в с з ъ я мѣ с д о р с л е т я н а і в я э л . т я о П л й о а э с ц т ь о ѣ м л п у и о п в и р о л и з и самостоятельно, или въ качествѣ частей въ той или другой установкѣ, п ст р а о в и л з я в т е ь де с н е н б о ѣ й к у а ч к е ъ ни н к ѣ а ч м т и о . И цѣ н л о о гд е, а н п е ри д б а о е р т ъ ся , к и о м то ъ ры во й вс м е ы , а пр д и а в ю ы т к ся ли то п л р ь е к д о необходимыя части, которыя ученики сами должны потребовать. Такъ при прохожденіи оптическихъ инструментовъ выдаются линзы и зеркала. При изученіи спектроскопа—отдѣльно: щель, линзы, призма, зрительная л т о р ж уб е к н а іе . м С ъ пе э к т т и р х о ъ ск ч о а п с ъ те о й ни па уж п е од с ъ а е м м и ны у х ст ъ ра т и р в е а н ю о т ги ъ хъ на с д т л ол еж ах а ъ щ . и Н м а ъ т р а а к с о п м о ъ ц сп ій ект н р а оск э о к п р ѣ анѣ ко ), е-ч а то го и то п в о ы к й азы с в п а е е к т т с р я ос ( к п о о п м ъ имо отъ объ М е . кт К и о в в н е ых я ъ д п е о м к о аз н ы ст в р а а ю т н о о л в ь е к н о но из п ъ л - о з х а ъ. о В б п щ р а о г ч о ем в ъ ид и а п д р а и и хо з р ъ о -з ш а ем ш ъ ка с л п ы ек , т т р а о к с ъ ко к п а ѣ къ я д о е н р ъ жа н л е с о я бы б к ы того же пріема, ибо и въ этомъ случаѣ побуждается творческая мысль у то ч в е к н и и Д , к л а я я . с д т е а м р о а н ю с с т ь ра и ц с ій пол п ь о зов к а у т р ь су, уч т е р н е и б к ую ов щ ъ и , хъ так п ъ род к о а л к ж ъ ит и е н л о ь г н д о а й п п р о о д с г т о о время не позволяетъ сдѣлать это самому. Дѣлается это очень охотно, и часто въ результатѣ демонстрація сопровождается цѣлыми таблицами чиселъ, полученныхъ изъ опыта (машина Атвуда, измѣреніе капилл. натяж. въ каплѣ, калориметрии, опыты).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2