Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 47 с б к о і т я ы. ги Н м е н об а х з о іи д , им та о къ уст к р ак ан ъ ит т ь амъ это сл н и е ш р к а о в м ен ъ ств н о е , бл н а е го д п о р ж ія и т д н а ы я я сь ус б л у о д в у ія ща р г а о сліянія школъ. Нельзя отъ женщины требовать многаго и отказывать ей въ средствахъ. Надо дать не только дорогу женщинѣ, но и средства, чтобы ей легко можно было идти этой дорогой. По поводу недостатка педагоговъ я думаю, что въ новой свободной Россіи, гдѣ будетъ хорошо обставленъ и будетъ уважаться трудъ педагога, недостатка въ идейныхъ педагогахъ не будетъ. водст М во . Е ф . и О зи с ч т е р ск о и в х с ъ к і п й ри ( б С о т р а о р в и ъ ца, со Т в в е е р р ш с е к н о н й о гу н б е .). ра Т з е в з и и т с о ы: въ 1) Р П о р с о с и іи з. 2) Въ дальнѣйшемъ, при созданіи въ Россіи широкой школьной сѣти, это можетъ оказать непоправимый вредъ школьному дѣлу. 3) Для того, о ч б то х б о ы дим ус о тр р а а н з и ви ть тіе оп в а ъ сн Р о о ст сс и і , и с о в т я р з а а с н л н и ы п я ро съ мы о ш тс л у е т н с н т о в с іе т м и, ъ вы п р р а и б б а о т р ы о в в а ъ ю , щ н е е й с э т т в и о п н р е иб з о а р б ы уд . е 4 т ) ъ Эт н о апо в м оз и м н о а ж ть но о т н о е л о ь б к х о од в и ъ мо т с о т м и ъ п с о л д у н ч я а т ѣ і , я е п сл р и ои у зв ч о и д т с е т л в ь а физическихъ приборовъ, и если правительство возьметъ въ свои руки рѣшеніе этого вопроса. А . В, Ц и н г е р ъ (Москва). Физика и химія въ школѣ должны по возможности широко открывать перспективы практическихъ примѣненій н ро а к уч ой ны п х о ъ ст з а н н а о н в і к й и . И н с а т р о о р д и н ч а е г с о кій об м р о а м з е о н в т а ъ нія т , ре н б а ует к ъ от в о о р з о м е ож го н с о уд б а о р л с ѣ тв е о ш н и е должно въ настоящее время экономить средствъ. Э. П. Ц ы т о в и ч ъ (Царское Село). Отмѣтивъ недостатокъ прежней школы, проистекавшій изъ ея стремленія дать учащимся понятія „обо всемъ понемногу“ (докладъ В. В. Лермантова), ораторъ указалъ на то, что для свободной, демократической, будущей автономной школы нужна широкая творческая работа. Признавая ея необходимость, программы 1915 года средней школы дали максимальный матеріалъ, который могъ бы удовлетворить каждаго дѣятеля школы. Для широкаго творчества нужно ограничить при помощи minimum’a, какъ цѣлую школу (мысль n А i . m I u . m Б ) а , ч п и р н е с д к о а с г т о а ) в , и т в а ъ къ ши и ро к к а у ж ю ды в й оз о м т о д ж ѣ н л о ь с н т ы ь й ин п и р ц ед іа м т е и т в ъ ы ( н п а ро м гр ѣ а с м т м ах а ъ m въ i т д о о б ѣ м я л з ъ ь а н т и ы ел х д ь ъ р н у ы е г я е ом ( п ъ ф р а е к о д т у м л н е ь о т т ш о а в е т ъ н и , і в и д н , о ы т п е . у - ) е . с . к В а в ъ я ъ о д о т ѣ т н л н о е о ш н ш і е е е н н і и и іи х ш ъ ш к н к о о а л л ъ о ы б м я в у з ъ а ж т с ц е к л ѣ и ь л х н о ъ ы м е ъ и . и и же н о н т е ­ скихъ Э. II. Цытовичъ вноситъ конкретное предложеніе: не говорить о т ск ѣ і х я ъ шН и . ко д Д л р . ы у Д ги в о с х р е ъ о , т ф о а , е в ч е ъ т в о п ъ б о у с ( д л Н е ѣ . т - д Н ъ н о і д й в а го л д р ь е о ш н д ь е ъ) С г . ъ о П в ѣ у о з т р д ь и а , т п ь р о с а я с к п о о р т о о м с р т у о р ж м а с у н к и д и т о х ь л ъ ж . н н а а ж ид е т н и реформа программъ средней школы,—это путь бифуркаціи. Въ такой школѣ найдетъ работу по способности каждый ученикъ. Преобладаніе въ программѣ точныхъ наукъ открываетъ путь къ природопониманію, но не менѣе мы должны стремиться къ пониманію міра духовнаго. Вотъ почему нельзя сразу рѣшить вопросъ о преобразованіи средней школы. Н. Н. Б о р и с о в ъ (Нижній-Новгородъ). Протестуетъ противъ „узко- колейности“ доклада Бачинскаго, ссылаясь на примѣръ городовъ въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2