Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 39 — занія учительскія стали перемѣшиваться съ опытами ученическими. Вѣроятно убѣдились, что надо впередъ указать цѣль опыта. Не подлежитъ сомнѣнію, что истины, пріобрѣтенныя учениками э у в ч р е и н с н т ы и я ч . ес Н к о им э ъ ври пу ст т и ем че ъ ск к і р й ѣп м ч е е то з д а ъ сяд з у а т т ъ яж у но н й их и ъ м въ ож г е о т л ъ ов п ѣ р , им ч ѣ ѣ н м я ъ ть з с а я только въ томъ видѣ, какъ уже было указано выше. Современные англійскіе педагоги понимаютъ эвристическій методъ нѣсколько иначе: они говорятъ, что ученикъ долженъ переоткрытъ для себя сообщаемыя ему истины. Это соотвѣтствуетъ русскому термину „усвоить“ . А какимъ путемъ ученикъ „усвоилъ“ , это безразлично, и зависитъ отъ его индивидуальныхъ качествъ. Иной легко принимаетъ на вѣру слова учителя и выучивается пользоваться его указаніями, примѣнять ихъ къ дѣлу. Другой, прирожденный мыслитель, и все с щ о е о н б н щ ы а м ем и ое св о ѣ б д д ѣ у н м і ы ям ва и ет и ъ, тѣ ц м ок ъ а , ч н т е о п е о м дм у ѣ у т ж ит е ъ из с в в ѣ яз с и тн м о. еж Н д е у рѣд в к н о овь та с к о о о м б у у щ с е в е ое з н в і е ю но по в м ъ ог р а я е д т ѣ ъ с с о л о у б ч щ а а й е : м у ы ч х и ъ те и л д ь ей не и н л а и ро н ко у м ж ъ ное вы у с к к а а з ж а е н т іе ъ п н о е п д а о д ст е а т ю ся въ книгѣ. Иногда они добываются опытнымъ путемъ, когда ученикъ •самъ пробуетъ примѣнять къ дѣлу сообщенное въ классѣ. Въ простѣйшихъ случаяхъ, конечно, слѣдуетъ учителю примѣнять эвристическій методъ: напрасно разсказывать то, что ученики могутъ ■сами увидѣть, или объяснять, какъ рѣшать вопросъ, который ученики могутъ рѣшить сами. Выборъ метода преподаванія вообще и способа изложенія каждаго б п о р т е ы дм , е н та уж в н ъ ое час д т л н я ост у и сво в е л н ія ія етъ пр г е л п а о в д н а ы ва м е ъ ма о г б о р . аз П ом рі ъ ем н ы а н к а о и л л и у ч ч ес ш т і в е о д р л а я однихъ учениковъ не годятся для другихъ. Такъ, напримѣръ, „разма занные“ нѣмецкіе учебники, пользующіеся хорошей славой у себя дома, не одобряются нашими учениками, соображающими быстрѣе нѣмецкихъ и предпочитающими кратковременное, болѣе интенсивное напряженіе мысли продолжительному напряженію вниманія. Значеніе изученія химіи. т к а и т х ь ъ О к 1 н о . н а л о п П и р м о ч а н е о в с и ж л т м е в е т а а н ъ н і і я м е у х а в ъ т х е . е и л р и м іа ч и л и ч о т е в ь с ъ к , р и а х н б ъ у о ж то н ф с ы о п р х о м ъ со у б л д н ъ л о я с д т з а ь а е д т у а ъ ч н е н н в о и о й к з м о р в о ъ е ж а н к о в ц с ъ і т и ь . н П ѣ по с о к д м о с и л ч м и ь о практической пользы, это даетъ хорошій примѣръ, какъ пользоваться формулами. 2. Если будутъ показаны пріемы химическаго анализа, ученики узнаютъ и могутъ усвоить правильный ходъ логическаго мышленія, с и к н и т х е ъ р 3 п . р н С е а о т д и б о с р б т у н в ю о е с щ н т н е а ы й го . я ря л д аб ъ ор н а а т б о л р ю н д ы е я ній з , ан ум ят ѣ і н я ье уч п е р н и и г к о о д в н ъ ое с и оо д бщ ля атъ жит и е м й ъ основательное знакомство съ нѣкоторыми фактами и явленіями химіи и полезную привычку къ химическимъ манипуляціямъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2