Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 34 — Не менѣе важно и то, что изученіе физики указываетъ ученикамъТ на что нужна людямъ математика, р м е е г н о н р ы о е дк а и н “ гл м ій еж ск д і у е п п р е е д д а м г е о т г а и м . и Е п щ р е епо С р д о а а л з в о б а м и н о в і н а я е ъ , т к ъ а П к „ р в ъ е о м д и у о р д н о р е н ы п и р з й о и н р и и у з ю ц р а т е е ъ к м ъ ы с : о я в п р е е „не вѣжда не внемлетъ словамъ мудрости, если они не отвѣчаютъ на вопросъТ уже зародившійся въ сердцѣ е г о редъ ученикамъ, на что имъ при А го у ди н т а с с я ъ н н о и в к ы т й о „ н п е ре д д ум м а е е т т ъ ъ “ . у И ка е з г а о ть впе учатъ для учителя. тынь для Чес „ л А ав д а ля Но ч а е к г о о ви ж ч е а, др а уг т о р г и о го у н ч о и м т е ь т ? рію Кон дл еч я но И , в м а ы на у С ч а и в м в ъ ич л а а “ , сказалъ мнѣ одинъ неглупый гимназистъ, когда я попытался объяснить ему, для чего пригодна тригонометрія. Цѣлью изслѣдованія для физики служитъ установленіе законовъ при роды, сказыв о а б т у ь сл эт о о в т л ъ ива х ю од щ ъ и , х к ъ ол х и о ч д е ъ ств я е в н л н е о ній и и к д ач аю ес щ тв и е х н ъ но в , о д з л м я ож н н а о д с о т б ь но п с р т е е д й п н р о а гр к а т ф ич ія еск ф о о й рм ж ул и ъ зни да . ю Т т о ъ ль в к о о зм т о о ж чн н ы ос й ть ус э л т о о вн о ы су й щ я е з с ы тв к и ъ ть м . атематики и сте Можно бы не отдѣлять преподаваніе начатковъ математики отъ физики и излагать ихъ по мгърѣ надобности въ нихъ для выраженія сообщаемыхъ законовъ природы. А въ старшихъ классахъ, когда ученики уже узнали, на что математика нужна, будутъ умѣстны ея систематическіе курсы. р б н о л о д с и т ы ж и . К ен а Д д к і ѣ ѣ я ъ л й , о с п э т т р в п о и и р д о т н у с е и т м л о ь а : с н н т о н н р а ы а л н я и с н а о л м п , ю о р е д м и щ ь ъ р м е о и д д с а ѣ п д л о л и ѣ р я м , я ъ т в с ъ ъ в п о о о е д п г ч т о р и о и м н р о я ъ о б е , д и т ѣ х ч с о т я д о к а и а ? л ж т и а д В к о ъ э о е т е о д я з ѣ т а в о й к л л о с е ь т н н к в ы і о и е т — п п е р р л р и и ь е з юю у т т л ъ с ь я , та д н т р е ъ у з г а б ія м ол ѣ ь л ч ш и ен ш о н г ь о ым н ч и и ем с н л н а а о м го в и л . і и я С з н л м і а й ѣ б , н ы я и й ю зъ т у ъ мъ ко е т ч г о е о р л ы х о о х в ъ д ѣ ъ че , н с ѣ а к к ій о т т р о м е р т о ы ь ж и я ет д п ъ а р ж е с о е л б ѣ л о д а с и д т т а а ь за зависимостью двухъ пере'мѣнпыхъ, даже трехъ и четырехъ одной о щ т и ъ хъ др о у п го р й ед , ѣ н л о е , нн ес ы л х и ъ и п х р ъ ед б с о к л а ь з ш ан е і , й д , а л л ю ь д ш и е и о д б т щ и и н хъ е м р о а г з у с т у ъ ж . д П е о н э і т й о , м не у, д д а л ю я установленія своихъ „законовъ природы“ дятъ явленія при условіяхъ преобладані э я ксп о е д р н и о м го ен и т з а ъ тор о ы бст в о о я с т п е р л о ь и ст зв в о ъ , в ст л о ія л ю ьк щ о и , х ч ъ то на не и и х з ъ бѣ х ж о н д ы ъ я . В п л о ія г н р і ѣ я ш д н р о у ст ги и хъ на у б с л т ю ра д н е я н ю ій тъ и , х у ъ мен пр ьш ев а ы ю ш тъ аю н т а ъ , и р л аз и ом ж ъ е , в о ы ка ч з и ы сл в я а ю ет т с ъ я, и ч х т ъ о вліяніе, когда это можно сдѣлать. Такимъ об паши законы природы лишь несовергиенныя по пытки человѣческія выразить въ доступной формѣ „выборки“ изъ истин ныхъ законовъ, дѣйствительно руководящихъ явленіями. Можно сказать, ч тв то ер х ж о д д а ъ ет я ъ вл н е а н ш ій их в ъ ъ з д а ѣ к й он ст о в в и ъ те п л р ь и н р ос о т д и ы, н п и о к т о о г м д у а ч в т ъ о т п о р ч о н и о с с х т о и ди н т е ъ п п о р д и в б л о е л н ѣ ы е с б л ы о л ж и н . ыхъ условіяхъ, чѣмъ тѣ, для которыхъ законы эти устано Поэтому неправильна постановка опытовъ в нашихъ учеоникахъ.- Говорятъ: „приборъ для доказательства закона Маріотта“. А опытъ съ нимъ не докажетъ, а опровергнетъ этотъ законъ, если только учитель не примѣнитъ правило „и ложь во спасеніе“ , или подстроитъ опытъ такъ, чтобы ученики не могли замѣтить уклоненій. Такъ, при сжатіи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2