Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 33 валась возможность систематически изслѣдовать этотъ рядъ явленій дальше, и нерѣдко образовывался новый отдѣлъ науки. Умѣнье интерпретировать наблюденія нужно не однимъ ученымъ и го з в сл ц ѣ ам до ъ в , ат и ел п я р м о ъ м , ы о ш но ле п н о н с и т к о а я м н ъ н ; о д тр а е ж б е ует м с и я рн и ом ад у ми о н бы ис в т а р т а е т л о ю р , ам н ъ и , че и го то н р е предпринимающему новаго, нужно понимать значеніе всякихъ легкихъ м н е а н р н уш о П е е р н и р і м а й з ѣ р р с у в о шо в е ъ е г н о і в е ъ зд с о в п о р о е о я г в с о ь н я е о , н р ч і г е т а о н б с и ы к з а м з в а а о . н -в н р а е г м о я м п о р ж е н д о уп п р р е и ж в д е а с т т ь и м пр н е о ж ж д ес е т в в р о е . Одинъ изъ наиболѣе яркихъ относится къ исторіи нашего просвѣщенія. Въ семидесятыхъ годахъ былъ командированъ въ Германію Гезенъ, членъ совѣта М. Н. П ., чтобы ознакомиться съ результатами классическаго и реальнаго образованія въ этой странѣ и, конечно, съ цѣлью доказать преимущества классическаго. Отчетъ былъ напечатанъ въ „Русскомъ п В а ѣ ю с т т ъ ни о к б ѣ ы “ к . н О ов к е а н з н а о ло в с ъ ь, ун ч и то вер в с ы и у т ч е е т н ы и , к а и вы к у л ч а е с н с и и к ч и ес р к е и а х л ъ ьн г ы и х м ъ н — аз в і ъ й вы по с с ш т і у я техническія заведенія. Но тѣ немногіе классики, которые поступаютъ въ техническія заведенія, оказываются обыкновенно выдающимися. Правда, на первомъ курсѣ они обыкновенно отстаютъ отъ реалистовъ, но скоро с п и о ц п и р з а м вл ъ яю л т у с ч я ше и п к о о д н г ч о а т ю о т в ъ ля о ет т ъ ли и чн к о ъ . З т н е а х ч н и и т ч ъ е , ск з о а й кл д ю ѣ ч я а т е е т л ъ ьн Г о е с з т е и нъ (ч , то кл е а м с у н и я т го реб гл ов аз а а л . ос Т ь ѣ д н ок ем аз н а о т г ь і ) е . О к ш ла и с б с к и а ки с , уж ко д т е о н р і ы я е т п ут о ъ сту о п ч а е ю ви тъ дна въ дл т я ех п н о и ст ч о е р ск о і н я заведенія, имѣютъ для этого достаточныя побудительныя причины: или п ко р й и - р л о и ж б д о ен ея ну о ю тд с ѣ к л л ъ он п н о ост с ь ем к е ъ йн т о е м х у ни с к в ѣ о , ем ил у и по н л ео о б ж х е о н д і и ю м . ос Н т е ь до и с з т у а ч т и оч т н ь ос к т а ь п н о о д р г о о в т л о е в н к ы и к и ъ с п к о а д зы го в т а о е в т к с ѣ я р н е а ал п и е с р т в о о в м ъ ъ . А к д у а р л сѣ ьн , ѣ п й р ш ог а р я ам у м че ы ба ко о т б о ы р к а н г о о ве п н р н и о основывается на усвоеніи вспомогательныхъ знаній, сообщаемыхъ на первомъ курсѣ. Физика и химія больше основаны на опытахъ, чѣмъ на чистомъ н р н а а я н б т і л і ю я юд н е е а с н т с і ѣ е и с к т о т в м о е г ы н о н х , о ъ й ч , то с и т с о в т л о о ь к р р іе у у й г в ъ л , ек п н а р а т и с е ъ в л ы ь ч н п к а р а я ои д с к л х ъ о я ди б п о т о т ъ д а . р н Э о и с т з т о и к м р о о у в в ъ а н . н а ію у Н ч а а ш ю и и тъ с о о б б з ы и а ватели, особенно классики, смотрятъ и не видятъ; сколько разъ мнѣ, п м р ѣ и ч в а ы ть кш н е а му ул к и ъ цах б ъ ота н н е и п з о и л р а о ж в и а , нію угро в ж ъ аю ра щ н і н я ей опа ю сн н о ос с т т и ью , , сл к у о ч т а о л р о ы с х ь ъ з н а е замѣчали и блюстители: то вывѣску вѣтромъ раскачало такъ, что она едва держится, то флюгарку. А надъ однимъ гимназистомъ-клас- л си я к л о ъ мъ на я да р ч а ѣ зъ съ про п и а з п в а е ш лъ ей з и аба с в о ны м й но э й к . сп П е е р р и е м х е о н д т и ъ м . ъ Ги ч м ер н е а з з ъ ист р ъ ѣч г к у у ;' папаша, желая показать глубокія знанія своего сынка, спрашиваетъ его: какъ отличить правый и лѣвый берегъ? Гимназистъ безъ запинки -отрапортовалъ, что надо стать лицомъ къ устью. А устье-то далеко. Я спрашиваю: который же здѣсь берегъ правый и который лѣвый. Гимназистъ замялся и указалъ наоборотъ. А рѣчка подъ мостикомъ такъ и бурлитъ по камнямъ. з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2