Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 27 товать оставить училище и перейти въ спеціально-техническую школу, н со о о й тв д П ѣ ѣ т р я с и т т е в т л у а ь ю к н щ о о м с у т ъ ю и. п е о г р о я с д п к о ѣ со и б с н ч о е с з т н я у м т ъ ъ , и вс л ѣ и п т р я я го м т о ы пр н и е с н т у у ж пи н т о ь й к п ъ од ж го и т з о н в е к н и къ экзаменамъ: выучиться что-либо дѣлать можно лишь усидчивымъ л тр о у в д ъ о “ И м т с ъ а т , к ан ъ з е а , т -т ъ п о о н р п е я р н д і у к о ж и бр н ѣ ы н т а м е ш ъ н е . н й ое о н бщ е е с с к т о в р ен о но з й абы ш в к а о е л т ы ся. ст И ал „ и до п б е ы р в е а ж н и іе тк б о а м л ъ старины; заправители школы не замѣтили, что эволюція жизни ушла д ч а е л ск ек и о хъ в “ п , е т р о е г д д ъ а , и ка п къ о-с у та н р и ом хъ у х „с о ы тя н т ы ъ с о о б в у р ч е а м ть ен „ н с ы во х б ъ од р н а ы бо х в ъ ъ ю и но и ш ло ей тов г ъ ре “ , требующихъ знаній, увеличивающихъ ихъ работоспособность, а не только „украшающихъ жизнь“ . Поэтому въ школу идутъ у насъ „за правами“ ; никогда родители не ведутъ разговоровъ о томъ, чему научить своихъ дѣтей, а только о томъ, въ какое заведеніе выгоднѣе ихъ „помѣстить“ . На основаніи этихъ положеній не трудно высказать предположеніе о томъ, какъ устроить вольную русскую школу. II. Какъ устроить вольную русскую гиколу? Очень просто: раньше начальство мнило, что знаетъ лучше то, что обывателямъ нужно, чѣмъ они сами; теперь надо предоставить каждому устраиваться по-своему, только бы не во вредъ другимъ и государству. А деш сд ь ѣ Г л о о т а с в у е ѣ ш да ч ь р ат с ч ь т т в о п у - о л и и з б а о о к б о щ в н о е у с . т в в р у ед н ъ у , ж ч н т ы о „ з у а м п ѣ ре л щ ы е е н л о ю з д а и к “ о ; н м о н м о ъ г , им зн ъ ай ум , ѣ ч н то ья б м у ъ такого рода можно научиться только въ школѣ. Каждому выученику нужна „вывѣска“, свидѣтельство достойныхъ довѣрія людей, что онъ такого-то рода умѣнья пріобрѣлъ и доказалъ это на испытаніи. Иначе ему трудно приступить къ жизненной дѣятельности по спеціальности, къ которой онъ готовился. Выучиться можно разными пріемами: и самоучкой, и изъ-подъ н п де о а н с л т к іи е и й . , , У и н с о п в ѣ ъ в х р ъ ш ем к г я о л л а и ѣ вн , к ы и о м л д ъ и о ч м о е а с б т р в а и о з л о и т м р ъ в у ъ д з а а , к в а п и к о с о т и м р т а ъ ъ ч -л е о н и т н б ъ ы о п я р п и н р р о а о м о ж ы б д ш у е ч л н е е н н н ы і н е х , о ъ м за ъ с в п и о з с а с я о в т б е ъ о б т о ъ тан п ы ріе и мо н в е ъ у э с т т о а г н о ов о и б л у и ч с е ь н , ія п . оэ Н т а о и м л у уч о ш ст іе ает п с р я іем п ы ред об ос у т ч а е в н и ія ть ещ их е ъ не вы в б ы о р р а ъ учителямъ и контролировать только результаты. Въ наше время каждому гражданину нужна грамотность: умѣнье читать, писать и считать, а также обходиться со своими ближними. Этому о д б у ы ет к ъ но у в с е т н р н о о ит д ь оучиваются годамъ къ 12—14-ти. Для этого возраста и слѣ первое государственное испытаніе въ грамотности. тать Д и ля ра э з т с о к г а о за и т с ь пы со т д уе е м рж ом ан у іе да н ду ѣ т к ъ ото н р ѣ ы ск х о ъ ль с к т о ате г й аз : ет о ъ пи и са в н е ій лят с ъ обы пр т о ій чи и л п о р ж ои ат сш ъ е в с ы тв ч і и й т , а р т а ь с , п г о д р ѣ яж тр е е н б ій ую п т р ъ ав р и а т б е о л ч ь и с х т ъ ва по и т т а . к п о . й- И т з о ъ сп об ец ъ і я а в л л ь е н н о і с й ти п , р к е т д о предлагаетъ такой-то товаръ или свою работу по указанному ремеслу. Потомъ даютъ прочитать письма и разсказать ихъ содержаніе и самому
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2