Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 26 у н ч и и к в у а В т н т ь а о с р я п а р я „ а в к с о т е ш и м к и у ѣ бк и ж а з и в в ѣ з ъ н ст е т н н о о н м м о ъ й у , . о чт н о ем н н е о у г с о п м ѣ ъ х “ и пр у и ч х е о н д и и к т о с в я ъ мо п л р о и д п о и м с у ыв в а ы л у и ч с е ь ч и н и і х и ъ ть с з в „ л о у о е м й г с о т в в о з е н л н а ѣ н н , о ія н е е р ж „о а е с з л н в а о и н в т і ъ і ю е“ в , у с ч ѣ у и м х т ъ ѣ ь н с н ь я е а . у М с к а ъ е м “ ж о , д с м т у о о ж я т т е ѣ е т м л ъ ь ъ н , л о и о ш к м а ь ы з с а о л л д и о и т с н ь ь ъ , н и ч а т зъ о ос с п н о о о т л в н а у и поступающихъ въ школы дѣтей, а изъ этихъ не болѣе одного изъ десяти обладаетъ этой способностью въ достаточной степени для плодотворной работы, для рѣшенія „своимъ умомъ“ новыхъ вопросовъ, поставленныхъ н н н а о и д с ч т о е ь б н ю н н о . о с с К т т я т ь о м - и с т п о о ж с и и о з з б ъ н н и о и с . н т О и о с с т т м а р ы л а с ь н л н н и ы ы т м х ь ъ ъ са м п м ѣ и о ш с с а т а т о е е я т л т ъ е е й л н ь е н д д о а о л с ъ о т д ат н н о о е к ю д ъ а у в с з н и к о л о ыю эт и и с л п м и е ъ ц о і п а г р л р и ь а ­ рожденнымъ мыслителямъ названіе „аристодемы“, наилучше одаренные изъ народа. Изъ большинства „заурядныхъ“ много способныхъ легко заучивать все, что учитель требуетъ, оставаясь въ то же время „свободными отъ наукъ“ (по выраженію Щедрина). Науки переходятъ въ ихъ память, не в за ы т е ро у г ч и е в н ая ик н и и “ ск с о р л е ь д к н о еу и ч х е ъ бн „ ы у х м ъ ъ з и ав с е е д р е д н ц ій е“ . и Из „п ъ ро т ф ак е и сс х о ъ ра в - ы гр х а о м дя м т о ъ фо „ н п ы ер “ , отлично передающіе на своихъ лекціяхъ чужія мысли, не переваривъ ихъ хорошенько въ своихъ мозгахъ. А „ограниченныхъ аристодемовъ“ наша школа выбрасываетъ за бортъ, потому что они никакъ не могутъ „выполнять программы хотя показываютъ незаурядные успѣхи по одному изъ „предметовъ“ . Эти-то о г ю е г т н р с т а я ъ ни н ч е п е о н у л н е д ы з ѣ н е л ы ъ а х р ъ и и с д т н о ѣ а д я м е т ъ м ел ы п е р й и их т с о е о д х с и т н т а и в с к я л и яю в и м т ѣ ъ д с а т ж з о а е н г и н р х а а ъ у н к и и „ ц п , е р й а из у г ы л в а н а в а т н с ь ъ ый в о а н р к и я о г н о о т с в и т ъ н а “ и н со ы з б ъ м н - ъ з о а ст н е г е й ра т н н о и е л ц ь м к ы о о . г А у сл т р ъ и и ш ст с к о о о с д м р е е м ъ д ы о р т ѣ с о ъ д ч к и о б в о а л т в ѣ ь ст е р в о ѣ с б е ч ш аю и св р т о н с е я ы , м в н ъ н о и к м п р о а у н г р о іе з о о д н р у а ом св к ъ о ак и у о х м й ъ с - т л в с и п е б н о о одной печи или на другомъ спеціальномъ орудіи производства. А это именно и нужно для успѣха дѣла. Третья основная ошибка нашей школы составляетъ необходимое послѣдствіе двухъ первыхъ: цѣльюученія считается выполненіе программы. Но программа только средство достигнуть настоящей цѣли ученья— вы­ учиться необходимымъ умѣньямъ. Учитель, спрашивая уроки въ теченіе курса, повѣряетъ выполненіе программы, а на экзаменахъ, какъ курсовыхъ, такъ и выпускныхъ, нужно повѣрятъ, выучился ли каждый ученикъ дѣлать то, чему его учили. ложимъ, напримѣръ, что кончили грамматику: ученикамъ преподават П ел о и д та а н ю і т е ъ вы пи д с е а р т ж ь ал п ъ од . ъ То д г и д к а то е в м к у у. за Е д с а л ю и тъ кт в о оп н р а о п с и ы с , а о л т ъ че п го ра о в н и ъ ль н н ап о, ис о а н л ъ ъ и т с а п к ы ъ , а не иначе. Если онъ отвѣчаетъ отчетливо, показываетъ знаніе науки- грамматики, онъ выдержалъ „съ отличіемъ“ , достоинъ поощренія къ продолженію ученія книжнаго. учивш А ем уч ус е я ни н к и у ч , е п го ри д л ѣ еж ла н т о ь, з н а а н д и о ма н в е ш с е р м е у д с н я ій въ бал т л е ъ чен вы іе во г д о и д т а ь , , н а о п н о е со в в ы ѣ- ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2