Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 25 — х к а о р в а ы к х т ъ ер ф ъ ак се у м ль и т н а а т р и іе в в н ъ ых и ъ п з р ан ак я т т и ій ч , ес п к о их м ъ оем за у ня м т н ій ѣ . ні С ю у , щ п е р с о т щ во е ва и ні д е е м ш ъ ев т л а е удовлетворяются тѣ требованія, которыя сторонниковъ регламентаціи всего учебнаго дѣла отъ А до й приводятъ къ выводу о необходимости нѣсколькихъ параллельныхъ вѣтвей средней школы, — что было бы, я думаю, организаціей весьма дорогой и громоздкой. Вотъ въ чемъ, гг., состоитъ предлагаемая мною схема. Вы видите, ч н ст т а а о л л ь о в н й ъ ос с т н т ь е р й м а о н н ж ѣ ѣ е , т т к ъ ъ от с н о о и р с ч т а е о я г я н о т а ь ж о в и р ъ л и с а г т и р 5 н а 0 а ж л м а ь й и н ш л а л г е о і м а . р ъ Н д п о о в о ъ д д ч о и до н о л е р н г и а і г и ? и д н З в а д у л ѣ м ь с ъ н ь о п с в р т с и а я ви о л л р и а и м г о ъ и т : 1) жить какъ можно скромнѣе, 2) въ то же время стараться поскорѣе ж до е г н н ія ать на с м в ъ ои б х ы ъ ли бо д л а ѣ н е ы, с и ча ч с т т о ли н в а ых ч ъ аса с х о ъ сѣд и е с й то , р п іи ом у н ж я, е- ч б т и о л в о сѣ предостере одиннадцать! А . В. Ц и н г е р ъ (Москва) читаетъ докладъ В. В. Лермантова градъ): (Петро „Какъ устроить вольную русскую школу“ . I. Что въ настоящее время обывателямъ нужно получать отъ школы. сти“ , М о е ч н е д н е ь лѣ м е ѣ в т ъ к , о въ оп п р р ед ед ѣ и л с я л е о т в ъ іи эт к о ъ с с л в о о в и а м м ъ и: „О „С сн ов о р в е а м м е ъ нн П о р м о у мы ч ш ел л о е в н ѣ н к о у надо знать немного обо всемъ и по возможности все извѣстное о чемъ- либо немногомъ“ , избранномъ своею спеціальностью. н н і а ю го „у Н ю к а н р ш о а ш а ш и а ш ю г к щ р о е е л ч м а е , у ск с ж л аг ѣ и о д з “ н у , я ь у “ ч , р и и е т ц з ъ б еп ѣ т л г у а и я ш А ь „ р в и с с н е т е г о м о т н е п о л р г я о ак м д т у л и я ч о е о б с о б к р а а в г з с о о е , в м р а ъ е н , м ія е к с а л „ к с е ъ в н о н б з а о н г д а о , т ч а е к н ъ іе к ц а ѣ к л ъ аг э о то р у я д д ѣ а лъ сто с л ы ѣ н т о і в й ъ с р о а о б т о в в ѣ ъ тст и во и в л а о л т ъ ов т ъ р “ е . б Э о т в о а т н ъ іям р ъ еце о п б т ы ъ ва в т ъ еле т й е. ренны Н м о ъ з о а бр п а о з с о л м ѣ ъ дн и е з е мѣ п н ол и у л с и то ст л р ѣ о т й іе об п щ ри ес м т ѣ в н ен ен н і о я й р ж е и з з у н ль и т , а о т б о ы в в ъ ат н е а л у ю къ ста к л о и н вл у е ж н н і ы и. с С в в ѣ ѣ д д ѣ ѣ н н ія ія , у э в т е и ли у ч д и о в б а н ю о щ п ія рі е о г б о рѣ р т а а б т о ь то т сп ол ос ь о к б о но в с ъ ть ш в к ъ ол э а то хъ м , ъ н н о ап д р л а я этого надо кореннымъ образомъ измѣнить весь ходъ учебы. Наша школа была создана Петромъ Великимъ для приготовленія слугъ государства, окончаніе курса давало права: образовательный цензъ, какъ теперь говорятъ. Поэтому было правильно поставить для всѣхъ одинаковыя требованія. Это было сначала цѣлесообразно: требованія были не велики и доступны заурядному большинству. Но наука продолжала развиваться; уже въ половинѣ прошлаго столѣтія программы были такъ расширены, что стали непосильными для большинства. А такъ какъ исполнить невозможнаго нельзя, то стали трудности обходить; начался развалъ школы. Знанія получавшихъ аттестаты зрѣлости — стали знать больше „немногаго обо всемъ“ , но въ меньшей степени. О сообщеніи с у в ч ѣ ен д и ѣ к н и ій, ст у а в л е и лич е и щ в е аю м щ е и н х ѣ ъ е р р а а б б о о т т о о с с п п о о с с о о б б н н о ы с м ть и , , ч н ѣ ик м т ъ о и ра н н е ьш д е у . м Д ал аж ъ, е в в ы ъ т щ е и х т н ь ич „ е н с е к м и н х о ъ го за о в бо ед в е с н ѣ ія х х ъ ъ о п тр ро а г с р л а я м хъ м “ ы и н з а б п р р а а н в н л а е г н о ы от к д ъ ѣл т а ом т у е , х ч н т и о к б и ы , а со д об о-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2