Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
23 шеніе преподавателей къ ученикамъ, отъ 7з до 7* учениковъ въ послѣд ніе 2—3 года своею пребыванія въ школѣ обнаруживаютъ самое плачевное п н л а я ы д х я ъ ен с і л е с ѣ а р д м а с о б т з о в а т і щ я ос и п к т о р ы с а о й б н у н ч е о й е с н т м и и н ч и о е г с и о к п н ій р т е е д р и м е н с е т а т е н л к о л ъ с е т к и у т ч . ъ е Н н е в ію ы у . р д Э а и б т в а о и т , т ы н е е в л с а ь о е н м т о ъ н , ѣ ч н и т н з о о в , ѣ в п с ъ т а н г ц у ы ѣ б я средства борьбы съ вреднымъ вліяніемъ многопредметности: ученикъ в с г т р ы в а с е м ч н м и н ы т о ы к в р а а е к е з ъ т у ъ л б , у ь д т к т а о о т г а д п м а р ъ е е д т г п о а о к л и с а х п г ъ р а о ю с р т и а ъ т з , ъ с ч ч т е у о т ч , о и п в т о ъ е м . л и Н ь м , а о ш и о и б г щ о у т е ч о о е в б б и я н т з ы ъ ат е е у л п р ь л о н а к ы н ъ ы хъ со ш и о к т п о в л р ѣ о ь т л н и ы т х ь ъ е з г а о ня э т н і ц й и , к у л ч о е п н е и д к и ъ че н ск е и м м о ъ жет з ъ нан н і и е ч м е ъ м — у н и ау д ч аю ит т ь ъ ся л ; и о ш н ь и р х а о з т р я о т з ъ не н н а н д ы ѣ е т о р б о р с ы к в о к п и ъ , ? ра а з х л ъ о , же э н то ны в е ъ по фи я з ш и и к ч ѣ к !“ ам— ъ в . о „ т Ч ъ то п т р а и к м ое ѣр с ъ пек з т н р а о н с ій ко , п в ъ ы ? н “— оси „С м п ы е х к ъ изъ средней школы. Итакъ, требованія умственной гигіены настоятельно велятъ устранить многопредметность школьнаго обученія. 5) Количество обязательныхъ школьныхъ занятій учениковъ довательно и число урочныхъ часовъ) (а слѣ долоюно быть умѣреннымъ. Я уже сказалъ, что наши школьныя программы какъ будто исходятъ изъ м уч ы и с т л ь и с , я ч . то М , е п ж о д м у им т о ѣм ш ъ ко н л а ь д н о ой л у и ка г з о к в и о , ри уч т е ь н , и ч к т и о н з е на м ні о я г , ут с ъ амо н с и т ч о е я м т у ель н н а о н н ы ах м о ъ ди п м р ы іо я бр и ѣт у е с н в і а е и м в ъ а ; ем чт ы о я, в я ъ вл н я и ю хъ тс — я з в ер ъ но су и щн з о а с л т о и гъ н в аи оз б м ол ож ѣе но д с р т а и го в ц с ѣ ег н о дальнѣйшаго саморазвитія. При нынѣшнихъ условіяхъ, у учениковъ просто можетъ не быть времени для самостоятельныхъ занятій; такое положеніе является ненормальнымъ, и должно быть измѣнено. Мы должны проникнуться завѣтомъ Руссо: „не только учите, но и позвольте вашимъ ученикамъ учиться, думать и дѣйствовать“ . 6) Система образованія въ будущей средней школѣ, нося характеръ научности, должна быть въ то же время практичной. Это значитъ, что сообщаемыя школой знанія должны носить печать жизненной примѣни мости. рокую р Т ас о п л р ь о к с о тр п а р н и ен т н а о к с о т м ь ъ . П у о с н л я о т в н і о и , ч ш то к , о н л а а пр м . о , ж н е ы т н ъ ѣш о н п і р я ав н д а а ш ть и с г в и о м ю на ш з и іи этому требованію совсѣмъ не удовлетворяютъ: постановка учебной части въ нихъ такова, какъ будто бы онѣ должны были быть разсадниками профессоровъ или членовъ дореформеннаго Государственнаго Совѣта, а не просто образованныхъ людей. 7) Наиболѣе прозорливые люди изъ числа натуралистовъ уже давно указывали, что въ настоящее время мощь націй и государствъ заключается въ развитіи естественно-научнаго знанія и основанной на немъ техники. Это мы слышали отъ такихъ людей, какъ покойный проф. Н. А . Умовъ, н щ ы е н ст ѣ вѣ зд — р в а ъ вст т в о у м ю ъ щ ч і и й сл а ѣ ка с д р . е А ди . П вл . ія П т а е в л л ь о н в ы ъ хъ и и др п у р г а іе в ; ящ но их в ъ ъ в н е а р ш хо е в м ъ ъ е о г б о , а также среди дѣятелей печати—подобная идея совсѣмъ не пользовалась успѣхомъ. Послѣдняя война раскрыла всѣхмъ глаза. Теперь всѣмъ ясно, что Германія является несомнѣнною побѣдительницею, несмотря на всѣ жертвы, принесенныя союзниками, исключительно потому, что въ области естествознанія и техники она далеко обогнала всѣ другія страны. Народъ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2