Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
22 нымъ образомъ изъ дворянской, разночинной и торговопромышленной среды 2 ? ) Однако, если мы допустимъ первую предпосылку и примемъ, что многочисленные русскіе грады и веси, не имѣвшіе доселѣ средней школы, получатъ ее, то возникаетъ практическая задача: устроить такъ, чтобы при сравнительно скромномъ наличномъ числѣ работниковъ средней школы—учителей—все же была возможность достаточнаго обслуживанія вновь открывающихся школъ педагогическимъ персоналомъ. Очевидно, нужна крайняя степень бережливости въ расходованіи этого персонала : л н о у с ж ь но 3 н ) а сд Н к ѣ о а л ж а н д т е у ь ю т т о а ш л к ь к ъ к о , о л ч у т . э о к б о ы но в м о і з я мо у ж ч н и о те м л е е н й ьш и ее и ч х и ъ сл т о ру у д ч а ите н л у е ж й на тре н б а о м в ъ а. Чтобы выбраться изъ той бездны финансоваго истощенія, въ которой сейчасъ находится Россія, необходима строжайшая бережливость во всѣхъ смыслахъ, и въ частности, по отношенію къ затратѣ труда отдѣль ными членами націи. мися при выполненіи и Н х а ъ до уч э е к б о н н ы о х м ъ ит о ь бя и зан тр н у о д ст ъ е , й з . а Д тр л а я чи э в т а о е г м о ый учащи необходимо освободить учебныя программы отъ всею лишняго и несущественнаго, отъ в н с о е й го ц , ѣ б л е и з . ъ П ч о е с г т о ав м и о м ж ъ но се о б б я ой в т ъ ис п ь ол б о е ж з е ъ ні у е щ с е т р р б о а ит д е л л я я, п к о о с т т о а р в ы ле й нн п о р й ов о о с д н и о т в ъ л н р ж а ы о е д л г м а у ѣ и е , з т у н д ъ з о а к д р л о о а и к м р ш о о и л ь ж е о н й с б ы н к л у у й а ю д с н т п , ь ы у б т м у п ь д и р е і д т о с л ъ б р я щ е п д и т у с т о с т ь г к в о а а , к т м ъ ч ь и т , о к — п б у о ы л ч т ь н о т д е у и й с р к д ѣ у ѣ л , ю л е Б , а г е к е н л т і о е и ъ о п э о б т а н и о р ъ л т о ? ь ъ в н ' о П у с з о ю т ы с р т о е р и и с о т т и в е е а т л с г ъ т ь о в н е д о ы н о б . НыгтшнеФ Россіи нужна узкоколейная образовательная система, которая, преслѣдуя, съ одной стороны, возможную экстенсификацію, съ другой стороны, ограничивала бы свои задачи предѣлами необходимаго. 4) Предыдущая предпосылка уже можетъ привести васъ къ мысли о томъ, что многопредметность въ школѣ недопустима. Но этотъ тезисъ можно защищать и съ другой стороны. Вѣдь многопредметность есть несомнѣнный ядъ для ума. Представимъ себѣ учащагося, который за учебный день долженъ на пяти урокахъ пяти преподавателей смѣнить пять различныхъ интеллектуальныхъ устремленій; отъ котораго въ теченіе всего этого времени требуется равномѣрное вниманіе къ происходящему; да не забудемъ, что къ слѣдующему дню понадобится готовить уроки, примѣрно, еще по 3 инымъ предметамъ. Поставимъ себя въ положеніе такого ученика. Не правда ли, — мы какъ отъ кошмара бѣжали бы отъ л п е о н д н об ом на ъ го н т а о п р р м ав о л ш е е н н іи ія , . к К о о н н е е ч ч н н о о , , у н м а ъ ши ю и н н о т ш е и рес г ы иб с ч л е о , ж п и о л д и а с т ь ли в в ъ ѣе о , п л р е е г д ч ѣ е в н ы ой нес с е и т с ъ те н м а ы с “ ил н іе е ; н в о но н с е и м ло ож д ет е ъ зор б г ы а т н ь и , з ч а т ц о і б и ы в в ъ нѣ у д м р с е т н в і е е н п н о ы д я обн сп о о й со „ б я н щ ос и т ч и подрастающаго поколѣнія. Я имѣю случай наблюдать ходъ дѣла въ о п о б р д р е н д а о з м м о е ъ в т а н с т о р е с е л т д ь ь н н е ы д м о я ъ с , т н и у о ч га е и е б т м н ъ о ѣ м ет н ъ ъ ев з ѣ а и в р е о н д я ѣ е т к н н о і ы и т х , о ъ р к у о ю р т а о з р с м о п е ѣ е р ц п о і р а в е л ъ с и . л з ѣ В а д ц ъ у ію е у т . ч ъ е З б д ц н ѣ ѣ ы с л й ь и м к о н у б о р щ г с е о ъ входятъ 24 предмета, не считая искусствъ. И что же смотря на весьма хорошее (въ общемъ) преподаваніе, на мы гум в а и н д н и о м е ъ? от Н но е -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2