Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 21 Представьте себѣ, что тѣ, другіе, третьи, четвертые будутъ устраивать д съ ут ѣ ъ зды въ (ч п т р о ед и ѣл с а л х у ъ чи с л в о о с е ь г , о и пр е е щ д е ме л т е а гк в о ыс м к о а ж зы ет в ъ ать сл п у о ч л и о т ж ьс е я н ) і , я ч к т а о са о т н е и ль б н у о объема программъ, касательно числа учебныхъ часовъ и пр. Большой вопросъ—въ какой мѣрѣ окажутся согласимыми другъ съ другомъ такія пожеланія, идущія независимо одни отъ другихъ. Во всякомъ случаѣ в п в и л р д я е т д н ь с о т , а р в в а о и б й м о д ъ т у у т с ъ еб и ѣ х с ъ п т е о ц с і з о а а г л к л и л а с ю с т о ч ы в и а т н е п і л о я ь , н р с о а в е з е н с д ы о е м в т ѣ ъ е ща и о н б х і л ъ е а , с к т в о я о т м е о д ъ р и , о н е о и б ; у в о д ъ ч е е т в ъ н и е д о г н с о у о , щ , о и е ч с х т е ъ с м т о о у г р м л а ъ а го си и т к е о м л м а ь п к н р с а и о я м м у и р м с а а ъ б , о . т н М а о и б в н у ѣ и д р м е н т у ѣ ъ м е ъ з в а ч ъ к е л г р ю о ѣ ч , ш а м т е а ь н к с і с я и им н н е у ѣ м к п ъ о р т о ч о с е т р г о о о й в — ъ за о д с б о а ъ з ч д и э а т н н о і а и мъ м н и ѣ м н к н и о ѣ п н ж ещ р і н я о е ы , с у , а п к в р к а ъ и а ж д ж е у е д г т о ы з с д я ц й ѣ ѣ - с с л к в ь о а ъ м з л а ъ и о т ,— ш т ь д ; ь в ѣ п о л н о п ь а э р н т о т о о с о с м а т , у и о ч , , т н о п и е р м ч е ѣ п л п т р е о ь е н д д ы а о в в с о а о э с н т з х н о і и и й а щ н в р н а ъ ѣ ы я с ш й р д а е а п ю д л л н щ ь а е н н е й ѣ й ъ й ш ш к к р о о а ѣ л г л ш л о ѣ е е г и в н і о з и ія л об о д щ ж о в е л о е , а не только въ отношеніи какого-нибудь одного предмета или группы предметовъ. И вотъ, гг., мнѣ хотѣлось бы поднять въ нашей средѣ этотъ вопросъ, ибо если мы здѣсь на чемъ-нибудь въ этомъ отношеніи сойдемся и сговоримся, то такого рода единомысліе, конечно, сыграетъ въ будущемъ не малую роль. Итакъ, исходя изъ этихъ соображеній, я возьму на себя смѣлость представить вашему вниманію общій планъ устройства учебной части въ средней школѣ въ томъ видѣ, въ какомъ это мнѣ кажется наиболѣе цѣлесообразнымъ. При этомъ долженъ оговориться, что среднюю школу я ств м у ы ю с щ лю им , ъ как п ъ ри у м ч ѣ е р б н н о ое н з ы ав н е ѣ д ш ен н і и е мъ съ г ч и е м т н ы а р з е и х ч л е ѣ с т к н и и м м ъ ъ к к л у а р с с с о а м м ъ ъ , с с о ъ отв 4 ѣ -г т о по 7-й. Начну съ изложенія тѣхъ предпосылокъ, на которыхъ этотъ планъ основанъ, а именно. 1) Желательно немедленное, самое широкое распространеніе средняго образованія. Это нужно прежде всего для усиленія общей культурности н м но а е с ц н т т і ь и о ю , въ д г , л о ч я л у о ж т с о д а г ы о т , х ѣ ч ъ х т ъ о к б у ы ч л л ь с е т р н у е о р д в ѣ и ъ , н р н е а а з з ц д а і а и г ю л , у щ к ш о и т а х о л с р я ъ ы в е с ъ в у о с е н п ю е ѣ й л п г и р о е л в о о о с ц с о х ѣ в о н ъ д и , н т г о ь о ю л к о у ч с л и ъ ь с т л э у е л р н е у и полюбить ее. Далѣе, это нужно для того, чтобы на полѣ общественной дѣятельности русскіе граждане были зрячими, а не слѣпыми. Вѣдь чѣмъ демократичнѣе общественный и государственный строй, тѣмъ важнѣе, в ч н т а я о л г б о и ы сь о п б ш р р а и а в з р и о о в л к а ь о н н ю і ы я я р н а п с у о п ж н р н я о о т с і т я р е а щ о н е е и н с п н т о о о т с ч т о н ь м и ю у к , . ах Н ч ъ т а о к б , о л н к а е а г ц к о ъ ъ с , ос р н т а и о с з я п ш н р і а о я я ст н р ш а а ц н к і о е й н л і а п е , ол с т р ь а е з к д о ъ вслѣдъ за нею и средняя должна быть, такъ сказать, ситомъ, которое помогало бы выдѣляться изъ милліоновъ народной массы тысячамъ, особенно выдающимся въ интеллектуальномъ отношеніи, и занимать р ст у а к т о о в к о ъ дя в щ ъ ія лю м д ѣ я с х т ъ а м в ы ъ сл б и ор и ьб в ѣ ол з и а , к к о у т л о ь р т ы у й ру н . ам Т ъ от т ъ ак ч ъ уд м о ѣ в ш и а щ е н т ы ъ й те н п е е д р о ь , н то е ра я я вля н е а тс с я ред л н и ей р и ез в у ы л с ь ш та е т й ом с ъ туп о е ш н и и бо н ч а н б о и й рал с а ис к т а е д м р ы ы о у б ч р а а щ зо и в х а с н я ія, гла к в о - ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2