Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

19 — т н и о т в ь ъ, П в к р ъ о е т д и о с с р ѣ т ы д о а х р т ъ іи ел м н е ы м аш ъ и е м н г ѣ о а е с м т С о ъ о я в щ ѣ че а щ с г т а о ь ні з я с а е с й э ѣ т ч д у а а с н ч ъ і е я р з т д 5 у ѣ -г с м о ь уж в ію и е д н ст ѣ я в т а ь п . о на п ш р и е х д ъ ло с ж о е ч н л ію е­ А. А . Эйхенвальда избирается И. А . Ч е л ю с т к и н ъ . С. И. Созоновъ (Петроградъ) дѣлаетъ докладъ: „Современное по­ ложеніе физико-химическихъ наукъ въ средней школѣ въ связи съ ея общимъ строемъ“ ; дующія мысли: въ этомъ обширномъ докладѣ имъ высказаны слѣ­ ю н л н е о у т н ю е ся ъ ; з р „ а о Н с а к п е б о а й р о д н е ч т о ч д у а е . ѣ с н т ъ л З в н е е а о н п р д е н о д а ч ы о п ч т р й а и п о о и и ш н м з д к е в н е о л е и а л ь д л т ы з е ъ ь я н — , і ш е и ч п . т х к р о ъ Н о е л т а ш ь в ф н о п к и р о е о к я й р л с т в а и ь р ы р а й о с с б о ы в о п в а т р е л т ы о р ь а ; й ш . н и ъ а м Т д е а р е т д т а и ъ о е л л р ы ж п і б а р е о л э и н л ъ т н ъ ь и ш ц в и б у ъ ч ы п ю а а т с б ь т к л н о у а в а г л д ы м о о ь с ѣ л т т ѣ н п у а р о п я в ­ ­ р ст е а с в а ит к ь ъ в п ъ ри о р с о н д о ѣ в , у к ш ъ к р о е л а ь л н ь о н й ост р и аб ; от 2) ы: тр 1 у ) д п о о в д о д е ер и жк со а ц и іал р ь а н с о ш е ир в е о н с і п е и и т н ан те іе и 3) развитіе дѣятельнаго тона въ школьной работѣ. Для выполненія перваго изъ нихъ мы находимся въ самыхъ счастливыхъ условіяхъ, ибо въ ХХ-мъ вѣкѣ обладаемъ всѣми возможными средствами для этой цѣли. Античный міръ развивалъ стремленіе къ идеаламъ красоты н т и р іе а д м г о ъ и б в р а в а л ъ а п с ф у ь т и е л в м о ъ ъ со э с ф т о о с з к м е у ъ р ю ц с а т и н р ія е м м а т л т в е е о н м р і а и е т . н и і В ч й е ъ с и к с с у р к ю е у д сс м н т і ы е в с а л в , ь ѣ ч , к т а е н н о п іе р р м е е о ъ а б л л и ь а н д п о а р с л о т а н ь и б н к о е н я о з в з н а е ь реальнаго міра, который считался погрязшимъ въ грѣхѣ. И только въ новыхъ вѣкахъ возникаетъ тяготѣніе къ природѣ и къ эксперименту. Мы должны сочувственно относиться къ реальности, любить ее, стремиться къ ней и достигнуть ея; мы находимся въ такихъ условіяхъ, что намъ остается только взять орудіе въ руки, и смѣло идти къ намѣченной цѣли. Цѣнность и сила знанія природы въ точности, въ прецизіозности. Полетъ людей—вотъ примѣръ мощи, опирающейся на знаніе. Нельзя на указанной задачѣ сузить назначеніе школы. Надо показать, что это только н ос е н ст о и вн в а ъ я с ч р е е р д т н а юю со ; в н р о ем дл е я нн э о т й ого ш н к е о д л о ы с . та М т е о т ч о н д о ъ вв в е ы ст сш и е п й ра ш кт к и о ч л е ы ск н ія ад з о ан п я е т р ія е ; это еще не все; надо начинать знакомство съ реальнымъ міромъ возможно т р н у а ы р н й у ьш п в е е н ; р ' ѣ іо ш п д р н ъ и и . х э Ч ъ т т о о ч м у ъ у в п с н т у в е щ д ъ е о н с н т о а а д т в о о ъ ч н н д а о ѣ ч т и о с н д к а н о т о м ь г ъ о го к в р у о а р з з р с д а а о ст р п ѣ а р , н и ѣ р в е о о , д з е м о щ в ѣ ѣ е ст д в и ѣ ъ т н ь і д я о . п ш о К к т у о о л л м ь ь ъ нельзя. Культура органовъ внѣшнихъ чувствъ представляетъ особую педагогическую технику; ея значеніе оправдывается на клиническихъ матеріалахъ. Я видѣлъ и могу засвидѣтельствовать ихъ благотворное вліяніе. Культура пріемовъ и методовъ воспріятія должна составлять первую основу воспитанія. Цѣль ея—поддержать и сохранить интересъ къ внѣшнему міру. Прежде старались развивать дѣтей на логическихъ операціяхъ, но при этомъ убивали жажду воспріятія; между тѣмъ ее-то и надо сохранить, во что бы то ни стало. Сохранность ея представ 2* ля-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2