Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 242 — Важно развить внутренній интересъ въ ученикахъ къ предмету. Это з в а а д ть а . ча Пр п е е п д о а д г а о в г а а т . е Т л о ь ль д к о о лж м е ы нъ са б м ы и ть м ж о и ж в е ы м м ъ ъ ск п а р з и а м ть ѣ , ро к м ак ъ ъ д н л а я до уч п е р н е и п к о о д в а ъ въ трудолюбіи. воду Б 1 м . . П о В е р г . и о Б об д а с о з у к и ж ла л д д е е а н в іи н с а к в і о н й п ѣ р . к о о с „ т а И о з р о ъ ы бъ я с у д с в ѣ ч е и л л т а и а н ч ю н е ы н н х і е и ъ о ч б 1 и х 9 о с —д л и а 2 м 0 ч ы ас м з о а ъ в м ъ ѣ д у а ч т к а ь а н з ій ы от в в п а ѣ о л т о ъ п с . о ь ,, что расширенія курса можно достичь, не увеличивая числа уроковъ, чтеніемъ лекцій по астрономіи. Надо замѣтить, что такое указаніе идетъ н м о и в м к о ѣ т о ем бя ы з , ат т е а л к ь ъ на к г а о къ си д с о т к е л м а а д т ъ ич р е а с з к б а и го рае к т у ъ рс в а о , пр а ос н ъ е о о п в р сп а о ви м л о ь га н т о е й ль п н о ы ст х а ъ , чтеніяхъ лекцій или рефератовъ, организація которыхъ совершенно не касается вопроса о числѣ часовъ для обязательнаго курса. 2. Указывалось, что число часовъ увеличивать нельзя! Въ докладѣ было указано на невозможность проходить продуктивно курсъ при частыхъ перерывахъ между уроками космографіи въ 2—3 недѣли. Кромѣ- того, одного часа слишкомъ мало и для изложенія курса въ сколько нибудь законченной формѣ. Поэтому всѣ положенія доклада въ этомъ отношеніи остаются въ силѣ. номіи 3. уч С и л т ѣ ь ду т е о т ч ъ н , о г с о ти во м ря ет т о ъ д , о у в п ъ р —ощ эт а о т , ь п в о ы м во н д ѣ ы ні , ю та о к п ъ по к н а е к н ъ та н , е дѣ д л ѣ о ло фи а з с и тр к о и . Т ш зн о е а ч н н к і і и а я д з п р о р ѣ л и ж н н і а н я д ы л а е б ж у с ч и о и л т т ъ ю ь тн п т о е о р ч в н н о о е е с п т р и м ав ѣ м и с л т е о т ь . о н д а И о я в ! м ъ е В , н с н и ѣ о а о ст б а р л ст о а р н ст о о и н м о іи м то ія в ч ъ на д г э о о т с о т е м и с ъ г т л е а о с т т н в в о о ъ своихъ измѣреніяхъ сказочной точности, оставляющей за собой далеко позади самыя точныя физическія измѣренія. Тутъ проявляется глубокое дисциплинирующее значеніе астрономіи. 4. Не дѣло средней школы, говорятъ мнѣ, готовить астрономовъ, а потому совершенно достаточно, вмѣсто 2, одного урока въ недѣлю- космографіи. Отвѣчу, что именно потому, что не дѣло средней школы готовить астрономовъ, она и доляша дать законченное астрономическое образованіе, такъ какъ громадное большинство на всю жизнь останется съ этимъ запасомъ астрономическихъ знаній. Объ астрономахъ школѣ заботиться нечего; они получатъ все нужное имъ въ университетѣ и на обсерваторіи. 5. На мое указаніе, что нельзя вести преподаваніе космографіи такъ, что и образованные люди не знаютъ, что такое календарь, а мыслятъ подъ этимъ словомъ либо записную книжку, либо 365 отрывныхъ л н и ы с м т ъ к , ов ч ъ то , б л ы ю л д о и за о м б ѣ р ч а е зо н в о а , н ч н т ы о е до н к е то з р н у аю м т е ъ ди т ц о и ч н н ы о, т ч о т ж о е покажется ужас такое печень. На это скажу, что печень и календарь —понятія не сравнимыя, и примѣръ о ви че т н ь ь 6 в . с н е Б е —ы уд л э а т ъ ч о ен н сд ъ е ѣ , в л к о а р з н о р ъ м аж ѣ у е п н то р іе г е ! о к , ъ в , ъ что кар д и о к к а л т а у д р ъ но н м е ъ к в о и с д н ѣ улс м я ож т н о о го, пр „ е к д а с к т а а я с в т а о т р ел о ь н н а ы а й с —тр в о ъ но д м о і к и ла в д л ѣ іяе с т о ъ вер н ш а е е н я но м о ет п о р д е ы дѣ “. ле У н п н р о ек э ъ то с у о к в а е з р а ш н е о н , н н о о в н о е п о р с о н с о ъ поставленъ, конечно, въ общей формѣ, такъ какъ детали въ 30—40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2